Дальше.



Назад.



IV


ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ - УБИЙЦА.

  «Я умею строить нетяжелые пушки, легкие в перевозке, которые могут бросать горючие материалы, дым коих вызовет ужас, разрушения и растерянность среди врагов... Я могу строить орудия, мортиры и огнеметные машины и иные, одновременно прекрасной и полезной формы... Коротко говоря, я смогу создать бесконечное число орудий для нападения...» Такое резюме послал, нанимаясь на работу к Лодовико Сфорца, правителю Милана, Леонардо да Винчи. В его послании перечислены военные секреты, которыми владел в 1481 году 30-летний изобретатель и художник. Тот же самый человек, который назвал войну «самой зверской из глупостей». Впрочем, в его записных книжках есть даже целый проект подводной войны с грозной надписью, обращенной к неприятелю от изобретателя лично: «Если через четыре часа не сдадитесь - пойдете ко дну! Л.»

  Видимо, «зверская глупость» увлекала даже художников того кровавого века. Среди прекрасных и одновременно «полезных» машин, созданных гением Леонардо, было немало секретных до поры до времени боевых колесниц и разрывных снарядов, новый вид артиллерии, танки, подводные лодки, летательные аппараты -прообразы и самолетов, и вертолетов, и парашютов.

Военные изобретения древности прекрасно работают - в новом исполнении - сегодня во всех армиях мира. Даже обычный пулемет восходит по принципу действия к античным изобретениям. Научились натягивать тетиву лука механическим приспособлением и получили новое секретное оружие - машину для метания стрел с ужасающим названием «скорпион». Когда Дионисий Александрийский добавил к «скорпиону» приспособление для быстрой подачи стрел, получился «полибол». Это и был античный пулемет. Когда вместо упругого элемента сумели использовать сжатый воздух, появилась еще одна военная машина - «аэротон».

  В древности уже были свои предприятия ВПК, на манер мануфактур, прекрасно организованные. При взятии Карфагена в руки римлян попало 476 тяжелых орудий и 2500 «скорпионов». Такое возможно только при массовом производстве. Возвращаясь к Леонардо, стоит сказать, что уже через несколько лет после своего резюме он стал известен как военный инженер.

  Осенью 1503 года гонфальонер Флорентийской республики Пьеро Содерини пригласил его к себе на службу, чтобы послать в качестве военного механика в пизанский лагерь для устройства осадных машин. Призывал его на службу и Цезарь Борджиа.

  К тому времени Леонардо уже соорудил искусственный глаз и... изобрел паровую пушку. В сильно нагретую камеру вводили теплую воду, которая мгновенно превращалась в пар и выдавливала ядро. Это был огромный секрет. Так же, как паровые игрушки древних греков и римлян, пушка Леонардо может считаться предшественницей паровой машины Уатта. После всевозможных снарядов, извергающих через трубки пламя и дым при помощи пороха, смолы и серы, после многого другого художник пришел к одному странному изобретению, которое сам считал неудачей. Это была колесница с вращающимися серпами. Врезаясь в неприятельскую пехоту, серпы должны были косить солдат. Колесницы с серпами не оправдали его надежд, поскольку лошади, везущие их, пугались и производили смятение не во вражеских, а в своих рядах. Но это страшное военное оружие дало начало мирной сельскохозяйственной технике далекого будущего - сенокосилке, комбайну и снегоуборочной машине.

  История военной техники сохранила имя еще одного художника - английского карикатуриста Хита Робинсона. Его творчество пришлось на конец XIX - 30-е годы XX века. Он откровенно смеялся над машинами и в карикатурах фантазировал, изобретая все новые «смешные» аппараты с немыслимыми деталями и агрегатами. Стргнны-ми были также и цели, для которых предназначалась эта техника. Робинсон приводил к абсурду структуру машин и в карикатурах решал многие вопросы, которые волновали в то время серьезных людей - машиноведов. И его идеи использовали инженеры при создании новых машин.

  В годы Первой мировой войны, когда художник начал «изобретать» сугубо военные машины, они оказались настолько пророческими, что Робинсоном заинтересовался британский Генеральный штаб, желая выяснить, откуда у него информация о секретном вооружении. Карикатуристу пришлось доказывать, что это - всего лишь вымысел художника. Военные отказывались в это верить. Не все из них понимали, что техническое творчество и искусство где-то стыкуются. Если автор - человек гениальный. Даже если он считает войну «зверской глупостью», но не прочь в нее поиграть. На бумаге.



Александр СЕМИН.



Дальше.



Назад.

Hosted by uCoz