Дальше.



  Ключ к разгадке древних эпох спрятан в символическом значении предметов, поэтических строках античных авторов, удивительных по своей красоте произведениях живописи. Так наши предки зашифровали те сокровенные знания, свет которых идет через века и несет поддержку и ободрение, предостережение и защиту потомкам. Чаша Грааля, Древо Познания, священные изображения Креста, сакральные мандалы — все это символы, наполненные глубочайшим смыслом, раскрыть который поможет Джек Тресиддер - автор замечательной книги, из которой я постарался выбрать самое интересное.




А
АГАТ

  Драгоценный камень, приносящий удачу. Высоко це­нится с античных времен. Иногда агат связывают с Луной, иногда с Меркурием. Агат символизирует такие качества, как стойкость, удачливость и любовные победы. Фольклор приписывает агату способность оберегать от оружия.

АИСТ

  На Востоке — популярная эмблема долголетия, а в дао­сизме — бессмертия. Во многих культурах аист символи­зирует дочернюю и сыновнюю преданность из-за поверья, что аисты кормят своих родителей, как и своих детей. Эта трогательная забота и ассоциация с новой жизнью (аисты прилетают весной) явились причиной того, что аист стал священной птицей древнегреческой богини Геры (в римс­кой мифологии Юноны) — покровительницы кормящих матерей. Именно эта традиция легла в основу бытующего на Западе поверья, что аисты приносят младенцев. В ис­кусстве аисты часто изображаются запряженными в ко­лесницу бога Гермеса (Меркурия), а также топчущими и убивающими змей. В христианской иконографии аисты символизируют чистоту, благочестие и воскрешение.

АКАНТ (Медвежья лапа)

  Греко-римский знак триумфа и преодоления жизнен­ных испытаний, символом которых и являются длинные мощные шипы этого растения. Стилизованное изобра­жение листьев аканта на капителях коринфского ордера связано с греческим мифом о том, что акант вырастает на могиле героя.

АКАЦИЯ

  Символ бессмертия, особенно в иудейской и христи­анской традициях. Акации твердых пород (Shittah) ис­пользовались при сооружении рак и дарохранительниц в храмах. Некоторые полагают, что именно из акации был сплетен колючий венец Иисуса Христа. Красные и белые цветы акации символизируют двуединство жизни и смерти. Суковатая палка из акации применялась масо­нами в церемониях посвящения и в качестве траурного атрибута. Эта традиция восходит к библейской истории о Хираме, зодчем царя Соломона. Ученики Хирама, убив­шие его за отказ делиться секретами мастерства, броси­ли ему на могилу ветку акации.

АЛКОГОЛЬ

  Символизирует жизненную энергию; знак, объединя­ющий в себе противоположные элементы Огня (мужское начало) и Воды (женское начало). В алхимии — вода жизни (Aqua Vitae). Алкоголь также связывают с созидательной энергией и мудростью.

АЛХИМИЯ

  Древний технологический символ совершенствова­ния человеческой души. Алхимики первоначально пытались преобразовать основные металлы в золото и серебро; позже — найти универсальный растворитель, лекарство или эликсир жизни, изготовленный из четы­рех основных элементов — земли, огня, воздуха, воды, к которым добавлялся пятый, называемый квинтэссенцией (от латинского «самое важное»). Этот процесс был описан символами, взятыми из философии, астрологии, мистицизма и религии, частично для использования приписываемых этим символам мистических сил, частично для защиты от непосвященных. Цвета черный, белый, красный и золотой символизировали профессиональные приемы: переход от твердого состояния вещества (которое свя­зывали с первородным грехом и первичным состоянием материи) к дистилляции (очищению). Хотя шарлатаны преобладали среди алхимиков, серьезные представители этого цеха работали с чувством духовной цели, веря, ЧТО Божествен- Алхимик, направляющий энергию ное вмешательство поможет им в достижении успеха.

  Внимание!!! Обьяснения к рисунку появляются при наведении на него курсора.


Алхимик, направляющий энергию звезд в свой химический тигель (с немецкой гравюры 1519 г.)
АЛЬБАТРОС

  Бремя вины; символ, впервые появившийся в «Сказа­нии о старом мореходе» С. Т. Колриджа (1772—1834), в котором убийство альбатроса нарушает древнее морское табу. Традиционно считалось, что увидеть альбатроса — хороший знак; сила и выносливость альбатроса восхища­ли настолько, что в фольклоре он олицетворяет души умерших моряков.

АЛЬФА И ОМЕГА

  Символ целостности; проис­ходит от первой и последней букв греческого алфавита ; употребляются всегда вместе. Символизируют единство, целостность пространства, времени и духа. Изображаемые на христианских крестах, они напоминают о словах Христа «Я есмь Альфа и Омега» (Откровение Иоанна Богослова); на могилах — знак принятия того, что Бог есть начало и конец.


Переплетенные буквы альфа и омега с короной
АМАРАНТ, щирица (Amaranthus gen.)

  Долгоцветущее дерево, изображаемое на греческих могилах и скульптурах как символ бессмертия. Амарант связывали с культом Артемиды и приписывали ему лечебные свойства. В Китае его цветы приносили в виде символического дара лунному зайцу на Празднике Луны как знак бессмертия.

АМЕТИСТ

  Кварцевый драгоценный камень, символизирующий умеренность, покой, смирение и благочестие, характерные для Эры Водолея. Аметист носили епископы из-за бледно-фиолетового или бледно-лилового цвета, соответствующего их одеянию. Греки верили, что аметист способствует трезвости (amethustos — «не пьянящий»). Считалось, что как талисман эти камни помогают воплощению добродетельных желаний.

АМИНЬ

  Торжественное подтверждение (на иврите означает «правдиво» или «истинно»). В христианстве имеет такую же символическую силу, как и священная индуи­стская мантра Ом (или Аум) — воплощение в звуке божественного духа, призываемого на помощь молящимся.

АМУЛЕТ

  Благотворная сила. Предполагалось, что предмет, используемый как амулет, иногда естественного происхождения, иногда резной медальон или кулон, создавал магическую связь между его владельцем и символической силой, которую он в себе содержал.

АНГЕЛЫ

  Человекоподобные крылатые создания, которые отождествлялись с божественной волей. Возможно произойдя от древнеегипетских и древнесемитских крылатых божеств, ангелы в некоторых религиях являются посредниками между материальным и духовным уровнями; их символика была тщательно разработана в исламском, иудейском и особенно христианском вероисповеданиях. Атрибуты ангелов в искусстве включают трубы, арфы, мечи, кадила, скипетры или жезлы. Ангелы появляются в ролях вестников (греческие «angelos»), воителей и, в более современных представлениях, охранников или защитников — как в 1914 г. видение Ангела Монса, отражающее стремление людей к личной безопасности. Иерархия ангелов была предложена в пятом столетии псевдо-Дионисием Ареопагитом в труде «О небесной иерархии» и предполагала другое толкование — стремление к порядку как на божественном, так и на социальном уровнях. По мере приближенности к Богу ангельские ранги распо­ложены традиционно так: шестикрылый серафим (красный) и херувим (голубой), ангелы начальства, ан­гелы власти, ангелы господства, ангелы силы, ангелы престольные, архангелы. Греческие философы считали, что ангелы управляют звездами и появились из некой эфирной субстанции, но в христианской иконографии они были неизменно нематериальными, изображались с головами, увенчанными крыльями, или, как в фривольном искусстве барокко, в виде купидонов (putti). Падшие ангелы, ведомые сатаной, символизируют грех гордыни.

АНДРОГИН (ГЕРМАФРОДИТ)


Алхимическое изображение андрогина (XVIII)
  Божественная целостность — древний символ, проис­ходящий из широко распространенного раннего культа богов, которые были одновременно и мужчиной и женщи­ной. Китайский символ философской системы «инь — ян», согласно которой все противоположности дополняют друг друга, образуя неразрывное единство. В философии Платона, суфийском мистицизме и греческой, египетской, дальневосточной мифологиях, в мифологии аборигенов и американских индейцев доколумбовой эпохи андро-гинное состояние считалось первоначальным состояни-ем человека, а сам Адам — сочетавшим в себе и мужчину и женщину. Андрогин был также алхими­ческим символом, воплощавшим единство — цель алхимии. Общественные представления противоречили этому идеалу, особенно практике обрезания и усечения клитора, представляющей собой попытку уничтожить сексуальные различия. Любовь и брак рассматривались как более практический способ достижения единства (целостности). В греческой мифологии их символизировал Гермафродит, который был так пламенно любим нимфой Салмакидой, что она слилась с его телом. Отсюда и происходит понятие гермафродит (в строгом биологическом смысле — особь, которая имеет и мужские, и женские органы).

АНЕМОНЫ

  Быстротечность жизни, хрупкость, печаль, горе, смерть, девственность — символы, основанные на недолговечной природе этого дикого цветка, его красных лепестках и его названии (означающем «из ветра»). Анемоны отождествляются с библейскими «цветами полей» и иногда появляются в изображениях сцены Распятия. В греческом мифе анемоны стали символом смерти бога Адониса — они выросли на месте его гибели.



Б


БЕЛЫЙ ЦВЕТ


  Абсолютный цвет света и поэтому — символ чистоты, истины, невинности и жертвенности или божественности. Хотя он имеет и некоторые негативные значения — страх, трусость, капитуляция, холодность, пустота и бледность смерти, белый — позитивная сторона антитезы «черное — белое» во всех символических системах. Отсюда — белый рыцарь и черный злодей. Его использование для тра­урных одежд, традиционно бесцветных в Китае, белых в Древнем Риме и в течение многих лет в основном бе­лых по всей Европе, скорее символизировало не печаль, а посвящение в новую жизнь, ожидающую умершего. Белый — почти универсальный символ посвящения, новообращенного или неофита.. Слово «кандидат» происходит от латинского «candidus», означающего «ослепительно белый». Это безупречный христианский цвет крещения, конфирмации, бракосочетания и других ритуалов, символизирующих переход в иное состояние. Как цвет духовности и святости, истины и откровения, его носили друиды и другие священнические касты как в языческом, так и в христианском мире. С тем же священным значением белый был цветом жертвенных приношений. Связь между светом и радостью делает белый цвет ассоциирующимся с праздниками. Белые яйца символизируют сотворение, белый голубь — мир и Святой Дух, белым был райский остров, белая — лилия невинности. Белый символизирует чистоту даже в Китае, где он так­же часто ассоциировался с вероломством, смертью, осенью и возрастом. Значимый контраст между ослепи­тельно белым и мертвенно-бледным объясняет некото­рые из этих явных противоречий. В европейском фольклоре призраки, вампиры и дру­гие злые духи имели мертвенно-белые лица, как скандинавская Хель среди других богинь смерти в мифологии. Смерть — Конь Бледный в Откровении. Как белый цвет может символизировать и жизнь и смерть, также он может ассоциироваться с востоком и западом, с рассветом и закатом. В алхимии белый (albedo) связывали с ртутью и второй стадией Великого Делания.

БОЯРЫШНИК

  В Европе с античных времен дерево и его цветы наделяли магическими свойствами и связывали с именем бога брака Гименея. Цветы использовали для сва­дебных венков, древесину для свадебных факелов. Ассоциация между его весенним цветением и девственнос­тью привела к народному поверью, что он защищает целомудрие. Для других слабый рыбный запах его цветов предвещал смерть, если внести их в дом.

БРАК (СВАДЬБА)

  Обряд посвящения, который, начиная с наиболее древ­них обществ, был наделен священным значением. Свадьба символизировала приближение к божественному со­стоянию целостности — союзу между противоположны­ми началами, мужским и женским, призванному создать и сохранить новую жизнь. Представленные в мифах и изобразительном искусстве «браки» основных противопо­ложностей (богов и богинь, солнца и луны, неба и земли, цариц и царей или, в алхимии, — серы и ртути) также символизировали преемственность космического порядка, плодоносности природы, процесс, в котором человеческие браки становились важны как в религиозном смысле, так и в социальном. Идея о союзе Бога и человека также часто выражалась в свадебных образах, например мона­хинь называли «невесты Христовы». Свадебные обряды (полные символического значения, ныне во многом забытого) устраивались, чтобы гарантировать прочность, плодотворность и счастье брака. До сих пор в ходу символы прочности брака: кольцо (кру­говой символ вечности, союза и совершенства), сплетение рук, связывание узлами (в индуистской традиции жених обматывает ленту вокруг шеи невесты). Осыпание пары зерном, рисом или заменяющими их конфетти или деньгами; свадебный торт (еда, имеющая сексуальный символизм и символически объединяющая два семейства в совместном банкете); присутствие маленьких детей рядом с невестой (плодоносная магия); разбивание бокалов или других предметов (предвестие успешной дефлорации) — все это символизировало плодородие. Огромное количество других ритуалов было изобретено, чтобы отвести злых духов, привлечь удачу или безопасно пройти через напряженные социальные ситуации, вызванные свадьбой или резким изменением образа жизни жениха и невесты. Такие специфические традиции, как привязывание пустых консервных банок к экипажу молодоженов, объясня­лись представлением о том, что злых духов можно отпугнуть сильным шумом.

БРИЛЛИАНТ

  Сияние солнца, неизменность, целостность. Сочетание блеска и твердости придало бриллианту духовное значение, особенно в Индии, где бриллиантовый трон Будды стал образом постоянства центра мира в представлении буддистов, а бриллиантовый скипетр — тантрическим симво­лом божественной энергии. В западной традиции бриллианты символизируют неподкупность и поэтому — моральные добродетели, такие, как искренность и верность, — таково их значение в обручальных кольцах. Суеверия приписывали им целебные и защитные свойства по причине того, что сатана избегал их света.

БУРЯ

  Демонстрация божественной силы. Этот символ встречался у племен равнинных североамериканских индейцев, а также в пустынях Ближнего Востока. В Библии Бог говорит с Иовом из бури. Индийская ико­нография рисует богов бури, особенно Рудру с заплетенными волосами, выражающими нарастающую энергию тайфуна. Буря, которая поднимает предметы в воздух, противоположна по символизму водовороту и ассоциируется с подъемом и способностью летать, включая грешные полеты ведьм и демонов.


В


ВАСИЛИСК


  Первоначально в Египте им считалась коронованная ядовитая змея (возможно, кобра); в средние века этот образ приобрел тело и крылья петуха, василиск стал ужасающим олицетворением таких грехов, как похоть или вожделение, и носителем таких болезней, как сифи­лис. В соответствии с фольклорными представлениями, василиск появлялся из снесенного старым петухом в навозной куче змеиного яйца, которое высиживала жаба. В отличие от дракона, который представляет зло в обоб­щенном виде, василиск угрожает беспечным грешникам в обыденной жизни.

ВЕЕР

  Большие веера были знаками власти, особенно в Азии и Африке, возможно вследствие ассоциативной связи с ветром и использования их при раздувании огня, как, например, тот веер, который держит в руках индуистский бог огня Агни. Церемониальные веера из перьев, такие, как флабеллум, которые несли во время папских процессий, несомненно, имели небесный символизм. Так как веера применялись обычно для защиты правителей (и объектов поклонения) от жары и насе­комых, это способствовало тому, что они стали подчеркивать высокий статус в духовной и светской жизни. Веер в форме сердца использовался Чуанг Ли Чуаном, даосским Бессмертным, для возвращения к жизни. В японских ритуалах веер был символом расцвета жизни или, в случае, когда его несли обреченные на казнь, ее угасания. Раскрытый веер также часто ассоциировался с фазами Луны и, в более широком смысле, со сменой женского настроения. Его использовали в качестве инструмента флирта, что распространилось сна­чала в Испании и Италии, а затем и по всей Европе в XVIII в.

ВЕЛИКАН

  В западной мифологии неблагоприятный символ, имеющий некоторое сходство с драконом. Вероятно, произошел из воспоминаний о древних врагах племени, которые, по мере того как о них сочиняли легенды, постоянно увеличивались в росте, чтобы произвести впечатление на слушателей. В мифах их обычно изображали как жестоких, агрессивных, глупых и грубых и побеждали совместными усилиями людей и богов, а иногда с помощью храбрости и хитрости героев. Древние легенды о великанах могут рассматриваться как аллегория борьбы за социальное и духовное развитие, против варварских сил или против стихийных сил земли. Скандинавские великаны, например, прямо олицетворяли власть огня и мороза. В некоторых космогонических теориях уничтожение рода Титанов или Великанов изображалось как первоначальная стадия в процессе творения — жертвенный символизм, который может лежать в основе обряда сжигания плетеных фигур великанов, наполненных животными и человеческими жертвами, что было характерной чертой некоторых языческих ритуалов в середине лета. В психологии, благодаря своей преувеличенной физичес­кой силе, великан — символ родительской власти, особенно отцовской.

ВЕНОК (ГИРЛЯНДА)

  Атрибут жизни, превосходства и святости; смерти, воскрешения или бессмертия. Форма венка объединяет небесную символику круга (совершенство) и кольца (вечность, непрерывность, союз). Сплетенный из цветов и листьев и надетый на голову, венок — живая корона, предполагающая победу и жизненную силу. Форма венка и его расположение на макушке головы были настолько важны в Египте, что тогда их носили только боги и цари. В античной, иудейской и христианской традициях венки первоначально также были царскими и жертвенными атрибутами и, как предполагали, имели защитную силу. Посвященные или последователи культов идентифицировали себя с определенным богом, надевая венки, сделанные из священных для него растений и цветов. Жертвы украшались гирляндами как символами освящения. Победителям древ­них Олимпийских игр также надевали венки, посвященные богам. Зевсу посвящали олимпийскую маслину или неменийскую петрушку, Посейдону — истмийскую сосну, Аполлону — пифийский лавр. Венки несли символизм того растения, из которого были сплетены. Венок невесты символизирует новые начинания, радость, плодовитость. Поминальные венки — признание смертности всего сущего, однако их форма в виде кольца предполагает вечность и долгие воспоминания.

ВЕРЕВКА

  Зависимость (например, в одежде монахов, где веревочный пояс символизировал их обет) или союз (например, завязанная в узел веревка в обрядах масонов). В мистических представлениях веревка связывает материальную и духовную сферы мироздания. Серебряная ве­ревка связывает душу и тело. Веревка также символ плодородия в центральноамериканской иконографии, эмблема божественного оплодотворяющего семени или дождя. Аллегорическая фигура Фортуны часто держит веревку как символ смертности жизни, неожиданности ее конца. В индуизме узлы на веревке символизируют религиозные обряды. Веревка — неволя, но также и вознесение; последнее — от трюка индийских йогов с веревкой, уходя­щей в небеса. Идея о веревке или канате, протянутом от земли до небес, была широко распространена в древнем мире и иногда сравнивалась с пуповиной, как, на­пример, у австралийских аборигенов. В индуистском мистицизме веревка — эмблема внутреннего пути к духовному просветлению. Веревки и змеи были часто связаны, как, например, в ведическом мифе о космической змее, на которой, как на веревке, раскрутили гору, чтобы взбить сушу из молочного моря. В искусстве веревочная петля — зловещий атрибут Немезиды, богини возмездия, и святого Андрея, который был привязан к кресту. В средневековье кающиеся грешники носили веревку, обвязанную вокруг шеи, как знак смирения и раскаяния.

ВЕТЕР

  Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Были широко распространены представления о ветре как космическом дарителе жизни, организаторе и основе. Бытие начинается с Духа Божия, Который, как ветер, носился над бездной. Индоиранский бог ветра Вайю представлял собой дыхание космоса. Аптекский бог ветра Эекатль (ипостась Кецалькоатля) своим дуновением приводил в движение солнце и луну. Ветры также выступают как божественные посланники и как силы, управляющие направлениями космоса. Отсюда происхождение голов с раздутыми щеками, изображающих ветер, популярное среди древних картогра­фов. Кроме духовного аспекта этого символизма, конкретные ветры часто персонифицировались как неистовые и непредсказуемые силы. В древнегреческом мифе владыка ветров Эол, чтобы обеспечить Одиссею спокойное путешествие, вручил ему мешок с ветрами, который опрометчиво открыл один из спутников Одиссея. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. В Китае ветер ассоциировался со слухами — подобный символизм, возможно, происходит от охоты и приносимыми ветром запахами дичи. Важная роль ветра в процессе опыления сделала его сексуальным символом в Китае. В более общем смысле ветер — мощный символ изменений, непостоянства, пустого бахвальства и эфемерности, — таковы его основные значения в XX столе­тии.


Боги четырех ветров
(из иллюстрации к «Энеиде» Вергилия, I в. н. э.)
ВИНО

  Жизненная сила, духовное благословение, спасение, радость, исцеление, истина, преображение. Кроме своей ценности в качестве застольного, питательного и лечебного напитка, сок раздавленного винограда имеет таинственную способность превращаться в нечто большее, чем средство утоления жажды и опьянения, и изменять тех, кто его пьет. Это, а также кровавый цвет вина — основа его священного символизма. Вино изготавливали на Ближнем Востоке по крайней мере еще 5000 лет назад, и оно широко ценилось как божественное благословение, доказательство силы природы и ее благотворного, оживляющего духа. В иудейском ритуале вино служило напоминанием о благословении, которое дал своему народу Бог Иегова. Ислам уточнял, что это благосло­вение для тех, кто достиг рая, Пророк запрещал не вино, а злоупотребление им. В Средиземноморье вино повсеместно связывали с плодородием и жизнью после смерти (смысл традиции, по которой несколько капель вина выливают на землю). В культе древнегреческого бога Диониса (в римской мифологии Бахуса) вино было символом экстатического союза с самим богом, а в орфических ритуалах оно приравнивалось к жертвенной крови. Христианство придало этому символизму новую поэтическую силу: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Евангелие от Иоанна, 6:56). Символизм евхаристии и Грааля в том, что сосуд с жертвенным вином представляет Чашу с искупляющей кровью Христовой. Средневековые изображения Христа, стоящего или пре­клонившего колени в винном прессе, представляют собой иллюстрации слов святого Августина (354—430 гг. н. э.) о Христе, как о «грозди винограда, положенной под пресс». Грозди винограда — похоронные эмблемы спасе­ния. Напротив, кровь, текущая из раздавленного винограда, символизирует гнев Господень, как в Откровении (14:20). Вспомогательный символизм вина состоит в том, что оно рождает истину и «открывает сердце рассудку» или развязывает язык лжецам и лицемерам. В Ветхом Завете виден довольно терпимый взгляд на пьянство, как на человеческую слабость. Ноя скорее стыдят, чем обвиняют в этом пороке. «Эти люди пьяны от нового вина», — говорили насмешники, когда апостолы начали проповедовать. Однако полный бурдюк иногда встречается как эмблема греха.

ВОДА

  Древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы. В общем смысле вода — эмблема всех жидкостей в материальном мире и принципов их циркуляции (кро­ви, сока растений, семени), растворения, смешения, сцепления, рождения и возрождения. «Ригведа» возносит похвалу воде как носителю всего сущего. Считалось, что чистая вода, особенно роса, родниковая и дождевая вода имеют целебные свойства и являются формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса). Почтительное отношение к свежей воде как очищающему элементу особенно свойственно религиозным традициям стран, где запасы воды были скудны. Это демонстрируют иудейские, христианские и индийские ритуалы очищения или крещения. Крещение соединяет в себе очи­щающие, растворяющие и плодородные свойства воды: смывание греха, растворение старой жизни и рождение новой. Мифы о Потопе, в которых уничтожается погрязшее в грехах человечество, — пример символизма очищения и возрождения. Вода могла быть метафорой духовной пищи и спасения, как, например, в Евангелии от Иоанна (4:14), где Христос говорит самаритянке: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». Райский источник, вытекающий изпод Древа Жизни, — символ спасения. Воду также сравнивали с мудростью; так, в даосизме образ воды, которая находит путь в обход препятствий, — символ триумфа видимой слабости над силой. В психологии она представляет энергию бессознательного и его таинственные глубины и опасности. Неутомимая вода — буддийский символ бурного потока бытия. С другой стороны, прозрачность спокойной воды символизирует созерцательное восприятие. В легендах и фольклоре озе­ра — двусторонние зеркала, разделяющие естественный и сверхъестественный миры. Божества озер и источников, традиционно юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, часто уми­ротворялись дарами — отсюда происходит обычай бросать монеты в фонтаны и загадывать при этом желание. Символизм воды как переходного состояния объясняет большое количество мифов, в которых реки или моря разделяют миры живых и мертвых. Многие божества были рождены в воде или могли ходить по воде. В суевериях символизм очищающей власти воды был настолько силен, что считалось, что она отталкивает зло. Отсюда обычай выявлять ведьм, бросая подозреваемых женщин в водоемы, чтобы посмотреть, всплывут они или нет.


Символизм воды: женщины, купающиеся в фонтане
в Саду Юности (с итальянского рисунка XV в.)
ВОЗДУХ

  Духовная жизнь, свобода, чистота; первый элемент в большинстве космогонических теорий. Символ стоиков — последователей древнегреческого философа Зе нона (II в. до н. э). Воздух имеет общий символизм с дыханием и ветром (которые художникам легче изображать).

волк

  Свирепость, коварство, жадность, жестокость, зло, но также храбрость, победа, забота о пропитании. В ранних скотоводческих сообществах, особенно в иудейском и христианском и обычно у народов, населявших редко-лесные районы Европы, волк представлен в мифах, фоль­клоре и волшебных сказках как хищное творение приро­ды. Огромный, ужасный волк был одновременно симво­лом прожорливости и сексуальности. Истории о ведь­мах, превратившихся в волков, и о мужчинах, ставших оборотнями, символизируют страх перед одержимостью демонами и мужским насилием и садизмом, которому дали волю. Христианский символизм овец как прихо­жан Церкви сделал хищного волка символом дьявола и ереси. Изображение святого Франциска Ассизского с волком основано на истории о том, как он приручил волка. Китайская традиция связывает волка с прожорливос­тью и развратом. В сканди­навском мифе символом хаоса был гигантский волк Фенрир, который проглаты­вает Солнце при конце света. Волк заглатывает Солнце и в одном из кель­тских сказаний. В других регионах символическое значение волка изменяется неузнаваемо — волк стал триумфальным символом познания через опыт и эмблемой воинов. Волк — священное животное Аполлона в Древней Греции и Одина (Водана) в скандинавской мифологии. Посвященный Марсу, он был в Древ­нем Риме предзнаменованием победы, если его замечали перед битвой. Волчица, выкормившая Ромула и Рема (легендарных основателей Рима), — образ горячей материнской заботы, который встречается и в индийском фольк­лоре. Это может объяснить многочисленные истории о волкахпрародителях — легенда о Чингисхане например. Кемаля Ататюрка называли Серым Волком. Волк в Турции имеет достаточно позитивный символизм. Он был тотемным животным в Центральной Азии. В Мексике и у индейских племен Америки волк был символом танца и ассоциировался, как и собака, с духами и сопровождением душ в загробной жизни.


Бронзовая фигура, изображающая
близнецов — основателей Рима
Ромула и Рема, которых кормит
волчица (VI—V вв. до н. э.)
ВОЛОСЫ

  Жизненная сила, мощь — очень важная часть человеческого тела, как в социальном, так и в личном плане, что видно из широкого круга символов, связанных с различными легендами. Сим­волизм роста волос отражен в истории Самсона, воина древнеиудейского назорейства, чьи длинные волосы были знаком харизматической святости и духовного здоровья. Члены общины сикхов отращивают волосы и бороды по похожим символическим причинам. Во многих обществах длинные воло­сы были знаком королев­ской власти или свободы и независимости, как у галлов и других кельтских народов. Длинные распущенные волосы у женщин означали статус незамужней или девственность, как в христианской иконографии у Девы Марии и святых дев, в противовес заплетенным волосам блудниц. В России одна коса была у девушки, две — у замужней женщины. Распущенные во­лосы означали сексуальный призыв. В то время как волосы на теле обычно ассоциировались с физической силой и низким уровнем развития (волосатость — атрибут дьявола в христианском искусстве), волосы на голове связывали с индивидуальным духом или жизненной силой человека — идея, которая объясняет обычай хранить отрезанные локоны. В Древней Греции, отрезая прядь волос у мертвого, отпускали его душу в загробный мир. Во время войн американские индейцы снимали скальп с врага, забирая тем самым его силу. Для этой цели индейские воины дерзко оставляли прядь волос на своих бритых головах. По исламскому обычаю, пучок волос оставляли для того, чтобы за него правоверного подняли в рай. Хотя отшельники традиционно носили длинные волосы, правила многих религий, следуя обычаю египетских жрецов, требовали брить головы в знак покорности Богу и ухода от материального мира. Покорность была исходным содержанием символизма косички у китайцев. В Древнем Китае обрезание волос было близко символизму кастрации — и осталось унизительным символом подчинения воен­ной дисциплине в некоторых странах. В соответствии с различными традициями, отрезание, отращивание, выры­вание волос символизировало горе. Цвет волос имеет свой собственный символизм: рыжие волосы одно время вызывали демонические ассоциации, светлые волосы символизировали власть солнца или духовных правителей, а черные — светскую власть. Растрепанные волосы могут символизировать аскетизм — атрибут Шивы, который изображается с неуложенными волосами. В настоящее время длинные либо обрезанные волосы, причудливые прически — модные символы протеста, нонконформизма или клановой принадлежности.


Библейская Дапила срезает Самсону волосы — средоточие
его силы (резьба по дереву, 1527 г.)
ВОРОН

  В западноевропейской традиции, подобно своей близ­кой родственнице — вороне, — птица, связанная со смертью, утратой и войной, но в остальном мире — весьма почитаемая. В Европе на ее репутацию повлияла ассоциация с кельтскими богинями войны Морриган, Немаин и Бадб, а также с кровожадными викингами, их бога войны Одина всегда сопровождали два ворона -— Хугин и Мунин. Однако последние два мифологических персонажа, кроме того, что доносили о событиях в мире смертных, символизировали также такие конструктивные понятия, как разум и память. Символизм ворона в еврейской традиции также носит двойственный характер. Как пожиратель отбросов, ворон считался нечистой птицей, но также символизировал проницательность, так как, выпущенный Ноем из ковчега, летал, пока не нашел сухую землю. Вороны также кормили Илию и несколь­ких святых христианских отшельников. Вообще ворон — символ солнца и прорицания, его блестящее черное оперение, возможно, предполагало способность выжить при близком контакте с солнцем. Он считался птицей-вестником Аполлона и богини Афины и был связан с солнечным культом Митры. В Китае трехногий ворон был эмб­лемой династии Шу и символизировал восход, зенит и заход солнца (на котором, как полагали, и жил этот ле­гендарный ворон). И в Китае, и в Японии ворон — эмблема семейной любви. Синтоизм приписывает воро­ну роль посланца богов. В Африке и некоторых других местах ворон считается проводником, предупреждающим об опасности, а среди индейцев Северной Америки — героем многих сказок, хитрецом и обманщиком. Для ка­надских эскимосов ворон — Отец народа, бог-творец; убийство ворона может испортить погоду. В Европе вороны-стервятники были эмблемой войны, смерти, заброшенности, зла и несчастья, символизм, распространенный также и в Индии. Американская разновидность воронов, живущая стаями и питающаяся в основном зерном и насекомыми, имела позитивную и даже героическую репутацию, как, например, в мифах индейцев тлингатов, где ворон является солнечной, созидатель­ной, воспитанной птицей; в легендах индейцев навахо ворон — Черный Бог, участник всех событий в мире животных. И американские и австралийские мифы объясняли черный цвет перьев ворона случайностью и не видели в этом никакого дурного знака. Широко рас­пространено мнение, что ворон — помощник в путешествии или предсказатель, как, например, в Древней Греции, где он считался священным спутником бога Аполлона и богини Афины (о чем уже говорилось выше); в Древнем Риме, где его крик напоминал латинское слово «крас» («завтра»), его связывали с надеждой. «Съесть ворону» — американское оскорбление, проис­хождение которого относят ко времени войны 1812 года: в обозе британских войск провинившийся американский солдат был приговорен съесть кусок ворона, которого он только что подстрелил. Но после того, как его оружие было ему возвращено, он заставил своего британского мучителя самого съесть этот кусок.

ВОСЕМЬ

  Визуальное выражение космического равновесия, цик­лического обновления, возрождения и вечного блажен­ства. Геометрическое выражение этого числа — восьми­гранник считается промежуточной фигурой между квад­ратом и кругом, сочетающим в себе устойчивость, по­стоянство первого и целостность второго. В добавление к этому символическому значению число восемь пред- ставлялось математическим символом четырех сторон света, включая промежуточные направления: юго-восток, юго-запад, северо-восток, северо-запад. У кельтов, инду­сов и некоторых других народов колеса изображались именно с восемью спицами, как, например, в колеснице Вишну. Восьмигранные крестильные купели также со­держали символизм обновления, объяснялось это тем, что восемь следует за символически «полной» цифрой семь и одновременно начинает новый цикл. Восемь считается счастливой цифрой в Китае, где, согласно легенде, существовало восемь даосских Бессмертных, а также в японском синтоизме. Лотос с восемью лепестками, обо­значавшими количество чакр, — одновременно буддийский символ доброго предзнаменования. Трон Аллаха, согласно исламской традиции, поддерживают восемь ангелов. Форма арабской цифры восемь напоминала древ­ним кадуцей и поэтому иногда заменяла его. Восемь также была цифрой древнегреческого бога Гермеса (как и бога Тота в Древнем Египте). Вифлиемская звезда обычно изображается с восемью лучами. Октограмма, фигура, сформированная биссектрисами внутри восьми-лучевой звезды, была символом римской богини Венеры, защитным символом в скандинавской традиции и гностическим знаком сотворения мира. (В настоящее, время эта фигура является эмблемой НАТО)

ВОСЬМИУГОЛЬНИК

  В храмовой архитектуре и особенно в крестильнях — символ возрождения для вечной жизни. Восемь — эмблематическое число обновления, и восьмисторонняя форма представлялась промежуточной между символикой квадрата (земное бытие) и круга (небо, вечность). В храмах купол поддерживался восемью колоннами, расположенными в виде квадрата, что служило обозначением четырех направлений и четырех промежуточных точек и было образным выражением всеобщности.


Г



ГЕРОЙ, ГЕРОИНЯ

  В психологии Карла Юнга символ психической силы, праздник человеческого духа. В соответствии с этой интерпретацией испытания для героев означают необходимость самопознания. Появление в литературе и искусстве Древней Греции героических прототипов, наделенных силами сверхчеловека и полубожества, обусловлено более ранними формами поклонения предкам.

ГИЕНА

  В европейской традиции символ трусливой жадности и лицемерия; средневековая христианская метафора для сатаны, который кормится грешниками. Однако гиена присутствует в западноафриканских ритуалах с участием животных в качестве помощника льва: для народа Бамара в Мали она символ хранителя. В Древнем Египте была наделена властью божества, возможно из-за своей способности видеть ночью.

ГИНКГО

  Священное дерево в Китае; росшее около храмов, символизировало бессмертие — благодаря своей древней истории и долговечности. Гинкго особенно ассоциировалось с Японией, где оно было символом преданности — по легенде, гинкго готово умереть за своего хозяина. Так как говорили, что гинкго помогает появлению молока у женщин, оно также считалось счастливым деревом для кормящих матерей.

ГЛАЗ (ОКО)

  Очень распространенный символ, часто используется для обозначения всепроникающего знания солнечных богов; для ранних христиан око — символ Бога-Отца (треугольник с оком внутри — эмблема Божественной Троицы). Египетский символ, раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним (напоминающий окраску некоторых видов соколов) — эмблема сокологолового бога неба Гора, символ как его всевидящей власти, так и единства космоса, целостности мироздания. В западной традиции правый глаз считается символом активного и солнечного начала, левый — пассивного и лунного (система, противоположная восточной традиции). Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях — для помощи мертвым в загробной жизни. Изображения глаз с крыльями в древнеегипетской иконографии также обозначали север и юг. Мистический третий глаз, иногда называемый «глаз сердца», символизирует духовное зрение, которое в различных религиях связывают с разными понятиями: в индуизме с могуществом Шивы и синтезирующей силой огня; в буддизме с внутренним зрением; в исламе со сверхъестественным ясновидением. Третий глаз, изображенный на лбу Шивы, также называется внутренним глазом. Его противоположность — «дурной глаз»; в исламской традиции это символ деструктивных сил зла. Медуза Горгона, чей пристальный взгляд превращал людей в камень, также была символом «дурного глаза». Персей использовал зеркало, отразившись в котором, взгляд Медузы убил ее саму. Этот миф послужил причиной того, что талисман в виде глаза считается отводящим зло (его изображение до сих пор помещают над дверями дома в Турции). В средневековой Европе против «дурного глаза» (или сглаза сатаны) особенно эффективной считалась подкова, и поэтому сатану зачастую изображали с подковами вместо глаз. Изображение множества глаз могло также иметь позитивный символизм, связанный с бдительностью и сиянием звезд в ночном небе. Тот же символизм несет павлин, атрибут Амитабхи, тибетской инкарнации медитирующего Будды Неизмеримого Света: оперение этой птицы состоит из множества глаз. Глаза некоторых животных символизируют ясновидение, так, согласно верованиям персов, в глазах собаки, которую принесли к смертному одру, умирающий может увидеть, что произойдет с ним в загробном мире; ацтекские шаманы верили, что они могут узнать тайны духов в глазах ягуара.


Глаз Гора,
египетского бога неба
(с древнего амулета).
В древнеегипетских могилах
было найдено множество
подобных «глаз»
ГЛОБУС (СФЕРА)

  Мировое владычество или абсолютная власть — эмблема власти, берущая начало по меньшей мере со времен Римской империи; символ абсолюта; в искусстве популярный атрибут аллегорических фигур, представляющих универсальные качества, от Истины, Славы, Удачи и Изобилия до Правосудия, Философии и Гуманитарных наук. Глобус также атрибут вездесущих богов, включая Зевса (в римской мифологии Юпитера), Эроса (Купидона), Аполлона и Кибелы. В христианской иконографии Бог часто держит в руках земную сферу или стоит на ней. Сфера, увенчанная крестом, символизировала владычество Христа, это эмблема правителей Священной Римской империи и — до сих пор — британских монархов. Императоры, короли и духовные лидеры, такие, как Папа Римский, обычно держат сферу в левой руке. Глобус со звездами — атрибут Урании, музы астрономии.

ГОД

  Символ законченного цикла рождения, смерти и возрождения. Отсюда традиционное значение Нового года как начала обновления, а не просто календарной даты.

ГОЛОВА

  Инструмент, управляющий рассудком и мышлением, но также воплощение человеческого духа, власти и жизненной силы — причина, по которой древние придавали ей большое значение и размещали на возвышенных местах отрезанные головы своих в_рагов. Для многих, включая кельтских воинов, которые носили головы в качестве трофеев, голова имела фаллический и плодородный символизм и, как считалось, передавала силу и мужество обезглавленного воина к владельцу головы. Головы богов, королей или героев устанавливались на колоннах, изображались на иконах и монетах или использовались в качестве поминальных эмблем и воплощали их способность воздействовать на события. Для Платона голова представляла собой микрокосм человека. Во многих культурах голова заменяла сердце в качестве возможного вместилища души. В изображениях чудовищ или богов-животных можно отметить, какая часть гибрида является основной. Художники могли усилить воздействие образа, умножая количество голов или лиц; иногда это делали, чтобы отразить различные функции головы. Так, в римском религиозном искусстве трехголовая Геката двигалась между небом, землей и загробным миром; двуликий Янус следил за входом и выходом, прошлым и будущим, отъездом и возвращением путешественников. Четыре головы Брахмы в четырех индуистских Ведах, четыре бараньи головы Амуна-Ра — символ руководства всеми элементами мироздания. В искусстве греческих близнецов Кастора и Поллукса изображали одного смотрящим вверх, другого вниз, символизируя восходящую и нисходящую фазы небесных светил. Существа с двумя головами, мужской и женской, имели защитный символизм в Египте. Головные уборы (короны, венки, шапки) и движения головой (склоненная в смирении, поднятая в гордости) имеют особое значение в человеческом общении.

ГРАНАТ

  Плодородие, изобилие, великодушие, сексуальное искушение. Мелкозернистая сочная внутренность граната, заключенная в напоминающую кожу оболочку, стала причиной самых разнообразных символических значений: единый в своем многообразии космос; многообразие Божьих даров; христианская церковь, покровительствующая своей многочисленной пастве. Известный древним римлянам как «карфагенское яблоко», гранат являлся в основном символом плодородия, связанным с любовью, браком и многодетностью как в Средиземноморье, так и в Китае, где он считался одним из Трех Благословенных Плодов буддизма. Его посвящали богиням любви, таким, как Астарта или Афродита (в римской мифологии Венера), а также богине материнства и земледелия Гере (Юноне), которую изображали с гранатом в руках (в качестве свадебной эмблемы), Деметре (Церере) или ее дочери Персефоне (Прозерпине). Бог загробного мира Гадес подарил гранат Персефоне (в знак нерасторжимости их брака), когда она решила вернуться на поверхность земли. Съев чудесный плод, Персефона обрекла себя проводить четыре месяца в году с Гадесом — сексуальная символика этого мифа отражена в картине прерафаэлита Д. Г. Россетти «Прозерпина» (1874), на которой его героиня пробует гранат. Согласно поверью, гранат был наполнен кровью Диониса (весеннего бога плодородия). Эта традиция получила продолжение в живописных изображениях Христа, держащего в руке гранат как символ воскрешения. Мухаммад рекомендовал этот фрукт для очищения от зависти и ненависти.

ГРИБЫ

  Жизнь после смерти — важнейший символ долголетия и удачи в Китае, легендарная пища бессмертных в даосской традиции. Грибы считаются персонификацией душ вновь рожденных в некоторых регионах Центральной Европы и Африки. Их таинственное произрастание и, возможно, использование некоторых разновидностей в качестве галлюциногенов может объяснить, почему в фольклоре они ассоциируются со сверхъестественными силами, с домами эльфов и ведьмиными кольцами. Форма гриба, когда-то связываемая с фаллической мощью, стала одним из самых сильных апокалипсических символов ядерного века.

ГРИФОН

  Солнечное гибридное существо, соединяющее голову, крылья и когти орла с телом льва. Так как эти животные символизируют власть над воздухом и землей и вместе составляют двойную эмблему солнечной власти, грифон был впечатляющим символом, популярным начиная со второго тысячелетия до н. э. в Западной Азии, а позднее на Ближнем Востоке, в Греции и в конце концов в Европе. В Иудее он был символом Персии (противоборствующих сил зороастризма), имел демоническое значение в Ассирии. На Крите его изображениями украшали дворцы, видимо имея в виду его защитную роль. В Греции грифон был посвящен Аполлону, для Афины он олицетворял мудрость, для Немезиды — возмездие; легенда говорила, что грифоны охраняли золото Индии и скифов. В ранней христианской иконографии грифоны символизировали силы мщения или препятствие. Но начиная с XIV столетия он появляется как эмблема дуалистической природы Христа (человеческой и божественной) и отважной бдительности, что было его обычным значением в геральдике.


Грифон (Исламская бронзовая статуэтка, найденная в Кампосанто, Италия)
ГРОБ

  Защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Именно поэтому для людей высоких сословии изготавливали и изготавливают очень прочные гробы и помещают их в алтари, склепы и церкви.

ГРОЗА

  Божье могущество; в семитской и некоторых других традициях гром — звучащее (а молния — написанное) Слово Господне. «Дивно гремит Бог гласом Своим» (книга Иова, 37:5). Во многих культурах молнии (которые обычно изображали в виде зигзагообразных огненных стрел, низвергающихся из облаков) были атрибутами самых могучих богов, например древнегреческого Зевса (в римской мифологии Юпитера). Удар молнии — символ, несущий двойное, созидательное и разрушительное, значение, ассоциировался с оплодотворяющей силой, а также с воздаянием и правосудием. Так, в индуистской и буддийской традициях бог Индра использует ваджра, молнию, в виде алмазного скипетра, чтобы разгонять облака (отождествляемые в тантрической символической системе с невежеством). Инкский бог дождя выпускает небесные воды из своей пращи, — как и другие метательные орудия, праща в древности обычно ассоциировалась с грозой. Индейцы Северной Америки слышали в раскатах грома звуки, издаваемые могучими орлиными крыльями Птицы Грозы, выступающей обычно в защитной роли бога неба. Символизм, связывающий птицу и гром, встречается также в мифологии народов Сибири. Преобладающей является традиция, отождествляющая грозу с мужскими богами, такими, как скандинавский Тор, или с богами-кузнецами (зачастую хромыми). Но иногда это природное явление представляют лунные и земные богини, дающие плодородие и богатый урожай. В Азии грозу связывали с драконом (особенно в Китае), барабаном, грохочущей повозкой, увозящей души умерших людей, и гневом или весельем богов. Другие ассоциации включают молоток, молот, резец, топор, ревущего бычка, трещотку и символически связанных с дождем животных, например змею. Графически грозу изображают с помощью зигзагообразных стрел, fleur-de-lys, а также спирали. Некоторые боги грозы, особенно в Японии, были покровителями не только неба, но и земли, и грохот вулканов и небесный гром приписывали действию одних и тех же сверхъестественных сил.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА

  От латинского tabernaculum — шатер. В еврейской традиции — земной трон Бога или священное место Его явления людям. Первоначально была установлена Моисеем в строгом соответствии с правилами геометрии и символизировала Космос, в ней находилась израильская Святая Святых и Ковчег Завета. К этой святыне последовательно вели несколько тайных помещений, святость которых возрастала по мере приближения к Ковчегу.

ДВЕНАДЦАТЬ

  В древней астрономии, астрологии и хронологии — основное число, символизирующее пространство и время, поэтому оно имеет большое значение, особенно в иудейской и христианской традициях, где двенадцать было числом избранных. Оно представляет организацию космоса, зоны небесного влияния и общепринятый цикл времени (двенадцать календарных месяцев, двенадцать часов дня и ночи, двенадцать двенадцатилетних циклов в Китае). Как результат умножения двух символически мощных чисел — три и четыре, оно символизирует союз духовной и временной сфер. В Библии двенадцать — число сыновей Иакова и, следовательно, колен Израилевых, число драгоценных камней в нагрудном знаке первосвященника, количество основных учеников Христа, плодов Древа Жизни, ворот Святого Града и звезд в короне Девы Марии. Двенадцать было также числом учеников Митры. Для некоторых мусульман, потомков пророка Али, двенадцать — также священное число. Солнечная астрология была основана на наблюдениях за движением Солнца через двенадцать созвездий Зодиака. Греческий автор Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) сообщал, что Титанов было двенадцать, а, согласно более поздней греческой традиции, Олимпом правили двенадцать богов. Рыцарей Круглого Стола было также двенадцать. Календарная символика лежит в основе двенадцати дней Рождества. Эта традиция получила свое развитие со времен празднования Юлитид и Сатурналий во время декабрьского солнцестояния — день праздника представлял один месяц года.

ДВОЙНИКИ

  Животные часто изображаются парами для усиления их символической значимости, но двойники могут также символизировать различные, а часто и противоположные понятия. Человеческие двойники были плохим предзнаменованием, предвещающим смерть, — суеверие, связанное с идеей о том, что тело и душа — отдельные сущности. Характерные для немецкого фольклора призракидвойники — символ «альтер эго» в своем крайнем выражении.

ДЕВСТВЕННОСТЬ

  Духовность и чистота, особенно если это осознанно выбранное состояние. Обет девственности, данный женщинами, вступившими в брачный возраст, символизировал их отказ от мирских желаний и посвящение себя служению божеству. В Риме девственность шести дев, которые охраняли священный огонь Весты, гарантировала чистоту (и следовательно, безопасность) самого огня. Девственницы, служащие богу Солнца в Перу, подобным образом обеспечивали безупречное внимание к его нуждам. В обоих традициях наказание за отказ от веры было очень жестоким. Непорочное зачатие внесло дополнительный оттенок сверхъестественного в этот символ чистоты. Оно предполагало возвращение к первоначальной пустоте, в которой творение было не ежедневным, а экстраординарным событием. Так, боги, герои или мудрецы были предположительно зачаты богами и рождены женщинами-девственницами, включая римских близнецов Ромула и Рема, выкормленных волчицей после того, как их мать случайно забеременела от бога войны Марса. Из богинь матерей-девственниц, которые предшествовали Деве Марии, самой важной была Иш-тар, персонификация планеты Венеры в Вавилоне и Ассирии. Подобно другим богиням-девственницам, включая древнегреческих Афину и Артемиду, Иштар была также богиней-воительницей, что наводит на мысль, что девственность иногда была тесно связана со свободой действий. Символизм Девы Марии как идеала материнства уникален как по своей природе, так и по своему высокому уровню. Ее атрибуты в искусстве включают полумесяц (заимствованный у Исиды как царицы небес), корону из двенадцати звезд, голубя (воплощение Святого Духа), единорога (целомудрие), лилии или ирисы (чистота), эмблемы прозрачности, такие, как кристалл и окна; лампу, фиолетовую одежду; Древо Жизни, цветущую ветку, мост или лестницу, семь мечей (Дева Семи Скорбей) и отгораживающие от мира образы, такие, как ворота, сад за стеной, запечатанный фонтан или источник. Многие из этих символов заимствованы из Песни Песней Соломона, после того как Бернард Клервоский (1090—1153) интерпретировал ее как аллегорию отношений между Христом и Его девственной Матерью, особенно в главе 4, стих 12: «Запертый сад сестра моя, невеста, заключенный колодец, запечатанный источник».

ДЕВЯТЬ

  Как утроенная триада, число девять имеет исключительное значение в большинстве культур. В Китае считается наиболее благоприятным числом и наиболее мощным и действенным в контексте философской системы «инь — ян»; число девять было основой для исчислений как в архитектуре и землепользовании, так и в религиозных даосских ритуалах. В мистицизме «девять» считается тройственным синтезом мысли, тела и духа или загробного мира, земли и неба. На древних математиков производило большое впечатление та закономерность, что при умножении любого числа на девять всегда получались числа, цифры которых давали в сумме девять. Это число было иудейским символом правды и христианским символом порядка внутри порядка — отсюда, возможно, разделение ангелов на девять чинов или хоров. Девять небес имелись во многих традиционных представлениях об устройстве рая, а майя и инки полагали, что и ад состоит из девяти кругов. Часто связываемое с мужской храбростью и выносливостью, число девять было ключевым элементом шаманских ритуалов в Северной и Центральной Азии. Девять дней и ночей, в течение которых скандинавский бог Один, сам себя пронзивший копьем, висел пригвожденный к мировому дереву Иггдрасиль, символизировали период, требовавшийся для его волшебного восстановления или омоложения.

ДЕЛЬФИН

  Спасение, превращение, скорость, мощь моря, любовь. Эмблема Христа Спасителя. Символизм дельфина происходит напрямую из природного дружелюбия, игривости и сообразительности этого морского млекопитающего. В греческой, критской и этрусской мифологиях сами боги путешествуют на дельфинах. Считалось так же, что дельфины спасают тонущих героев или дос тавляют души на Острова Блаженства (что повлия ло впоследствии на их значение в христианском символизме). Они были атрибутом Посейдона (в римской мифологии Нептуна), Афродиты (Венеры), Эроса (Купидона) и Деметры (Церцеи). Дионис (Бахус) превращал пьяных и нечестивых моряков в дельфинов и сам превращался в дельфина, чтобы доставить критских пилигримов в свое святилище в Дельфах. Как эмблема жертвы Христовой, дельфин часто изображался раненный трезубцем или с тайным символом креста — якорем. В переплетении с якорем дельфин является символом осторожности (ограничения скорости). Наследники французского трона назывались дофинами (дельфинами), но без какого-либо отношения к символизму дельфинов — это было личное имя, ставшее титулом властителей провинции Дофин и перешедшее к французским королям в XIV в.


Дельфины, предположительно с     
Афродитой и Эросом (мозаичный пол я—/ вв. до н. э.)
ДЕСЯТЬ

  Всецелостность, совершенство. Мистическое число завершенности и единства, особенно в иудейской традиции, отсюда и количество заповедей, данных Богом Моисею, выражающих наиболее важные иудейские религиозные догмы. В пифагорейской символической системе десять — число мироздания, представленное десятико-нечной звездой, и священный тетрактис — сумма первых четырех цифр — 1, 2, 3 и 4. Число десять является символом законченности даже на самом простом уровне — по причине того, что пальцев на руках именно десять. Древние египтяне создали свой календарь, наблюдая за 36 ярчайшими звездами и установив 36 десятидневных интервалов — декад, составлявших год, весьма близкий к астрономическому. Каждая декада, как полагали, имеет свое значение для человеческой жизни — это положение стало важнейшей частью греческой астрологии. Десятая часть от собственности или урожая — десятина — практически повсеместно являлась мерой дани или жертвования богам. В Китае десять считалось эмблемой равновесия, гармонии и изображалось иероглифом в виде равностороннего креста. Комбинация мужской и женской цифровой символики, десять использовалось иногда как эмблема брака. Десятилетие символизирует веху в истории или полный цикл в мифологии, например падение Трои после десятилетней осады.

ДИСК

  Солнечная эмблема божественности и власти. Крылатый диск встречается в иконографии Ближнего Востока как символ солнечных богов, таких, как Ра в Древнем Египте, Ашшур в Ассирии и Аху-ра Мазда, великое божество зороастризма, которое также называли Армузд, бог-творец света. Сочетая символы солнца и орла, крылатый диск стал эмблемой восходящего солнца и, как следствие, эмблемой возрождения и космической энергии. В Египте диск с рогами или полумесяцем являлся символом солнечного и лунного единства. В Индии диск с лучами считался оружием Вишну-Сурья, знаком его абсолютного могущества и силы, в такой же степени разрушительной, как и созидательной. Как и колеса (которые в первобытные времена имели вид сплошных деревянных или каменных дисков), диск может также представлять вращающееся колесо мироздания или энергетические центры — чакры. В Китае диск с отверстием в центре является небесным символом духовного совершенства — космического круга с непознаваемой сущностью или пустотой в его центре. Диск, окруженный змеями или драконами, — символ примирения противостоящих сил.


Крылатый солнечный диск
(месопотамский рельеф,
IX в. до н. э.)



E

ЕДИНОРОГ

  Целомудрие, чистота, сила, добродетель — изысканный символ возвышенного стремления и христианский символ второй составляющей Троицы — Иисуса Христа. Единорог, наиболее неоднозначный и поэтический из всех фантастических животных, обычно изображался в средневековом искусстве как грациозное белое существо, с закрученным спиралью рогом на лбу. У него было тело, грива и голова лошади (иногда козлиная борода), рассеченные копыта антилопы и хвост льва. Греческий врач Стесиас отмечал целительную силу единорога в своей «Истории Персии и Ассирии» (IV в. до н. э.), что было явной отсылкой к индийским лекарствам, сделанным из толченого рога носорога. Ранние христианские писатели, возможно, связывали эту целебную силу с рогами таких животных, как бледная арабская антилопа бейза. В соответствии с одним теологическим трактатом, единорог может очистить отравленную змеиным ядом воду, размешав ее крестообразным движением рога. В средневековом христианском искусстве в легендарный символизм единорога были привнесены некоторые другие черты, и даже языческая традиция, согласно которой это быстрое и горячее создание могло быть поймано только девственницей — очевидная ссылка на ассоциацию между единорогом и девственной богиней охоты и луны Артемидой (в римской мифологии Дианой). Символизм рога, тождественный символизму фаллоса и копья, в сочетании с волшебной силой очищения, сделал единорога поэтическим символом проникновения, особенно тайны зачатия Христа в девственном чреве Марии. Именно в этом аллегорическое значение готических миниатюр и более поздних гобеленов и картин, на которых изображен единорог, положивший голову на колени женщине, сопровождающий ее в огороженном саду или в беседке из роз, или ведомый охотником навстречу женщине (ангел Благовещения, Гавриил). У рыцарей единорог символизировал добродетель чистой любви и способность целомудренной женщины смирить и направить на благие цели «рог» сексуального желания. В западном искусстве единороги везут колесницу Целомудрия. Хотя западный символизм единорога уникален, в Китае легендарное создание с похожими чертами — Кай-Линь — плодовитый символ «инь — ян», мудрости, кротости и счастья. Его рог или рога (их может быть до пяти) символизируют интеллект. В алхимии единорог представлял ртуть, наряду со львом — эмблемой серы. Эти два животных могут представлять другие пары, такие, как солнце-луна, и являются также популярными поддерживающими фигурами в геральдике. Единорог стал эмблемой Шотландии, заменив собой уэльского дракона, когда король Шотландии Яков VI стал Яковом I, королем Англии и Шотландии.


 Единорог у колен девушки (с французского гобелена «Хозяйка единорога», XV в.)
ЕЖ (ДИКОБРАЗ)

  Культурный герой для ранних кочевников в Центральной Азии и Иране, ассоциировался с даром огня и сельским хозяйством. Похожее значение придавалось дикобразу в Восточной Африке. Свернутый в колючий шар, он представлял собой аналогию с солнечными лучами. Ассоциация с воинственностью появилась у ежа, поскольку он был атрибутом Иштар, вавилонской богини войны. Ранние христианские писатели с одобрением описывали его сообразительность в стряхивании ягод винограда, катании по ним и переноске на своих иглах. Эта привычка, по-видимому, стала причиной его позднейшей связи в христианском искусстве с прожорливостью. Еж также символ прикосновения.


Ж

ЖАБА

  Согласно европейским суевериям, спутница ведьм, напоминающая о смерти и мучениях грешников. Этот демонический символизм исходит из древних ближневосточных стран и основан, вероятно, на отвращении, которое вызывала слизь, покрывающая тело этого животного. Жабы широко использовались в китайской медицине, где они считались символами луны, влаги, вестниками дождя и поэтому связывались с богатством и удачей; в рамках философской системы «инь — ян» жабы ассоциировались со знаком «инь». Сказочная трехлапая жаба была обитательницей луны; считалось, что лунные затмения вызваны тем, что жаба проглатывает ночное светило. Символизм дождя и плодородия, связанный с жабой, встречается и в доколумбовой Мексике и в некоторых районах Африки, где это земноводное приобрело статус культового героя. Любопытно, что связь жабы с тьмой и злом, жадностью и похотью, которую видели средневековые европейцы, соседствовала с символизмом рождения и возрождения (в основе которого — превращение икринки в головастика и потом в жабу). К тому же жабу связывали с долголетием и богатством. Было весьма широко распространено представление, что жаба, подобно змее, несет во лбу драгоценный камень, символизирующий удачу. Алхимики связывали жабу с основными элементами — землей и водой. Английское слово «toady» — «подхалим» (буквальный перевод — «жабник») связано со сказкой об ученике коновала, который глотал жаб, чтобы его наставник получал удовольствие, «излечивая» пройдоху.

ЖЕЗЛ

  Как посох и скипетр — мужской символ силы и могущества, часто использовался для обозначения ранга и чина, его также несли перед высшими священнослужителями в церковных процессиях. Пастушеский посох и цеп — главные атрибуты древнеегипетского бога Осириса, пастуха и судьи человеческих душ. Посох может означать и наказание, однако чаще встречается как атрибут паломников и святых. Жезл — эмблема сверхъестественной силы, менее авторитарная, чем посох, связанная скорее с колдовством и таинственными существами. Жезл — символ превращения.

ЖЕЛЕЗО

  Мужская твердость, стойкость, сила; это менее всего символ цивилизации (хотя по исторической логике это могло быть и так), а скорее, суровой несгибаемости и разрушительной жестокости войны. Хотя метеоритное железо высоко ценилось как божественный металл, особенно ацтеками, расплавленное железо рассматривалось в начале Железного века как инструмент зла. В Греции Геродот (484—425 гг. до н. э.) называл его «вред человеку», поэт Гесиод (700 г. до н. э.) — жестоким лишением жизни, а египтяне — костями бога-разрушителя Сета. Это означает, что железо традиционно рассматривалось как грубый металл, сравнимый с медью и бронзой; золото ставилось отдельно, его предпочитали использовать в производстве культовых изделий. Позднее железо стало символом рабства (ассоциация с цепями), хотя и встречалось в качестве символа защиты и плодородия. Сварочная сталь стала широко использоваться в украшении церквей.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

  Из всех основных цветов наиболее противоречивый по своей символике — от позитивного до негативного, в зависимости от контекста и оттенка. Теплые желтые тона разделяют солнечную символику золота. В Китае желтый цвет был символом царственности, достоинства и центра, а также оптимистическим свадебным цветом юности, девственности, счастья и изобилия. Однако в китайском театре желтый может означать предательство. Эта символика распространена весьма широко и объясняет, почему евреи (из-за предательства ими Христа) должны были носить желтое в средневековой Европе и желтую «звезду Давида» во времена нацизма. Связь между желтой кожей и страхом и болезнью объясняет, почему желтый стал цветом трусости и карантина — желтый крест ставили на чумных домах. Желтый имеет негативный оттенок своего значения и как цвет умирающих листьев и переспелых плодов. Это объясняет, почему его повсеместно связывают с приближением срока смерти и с загробной жизнью. Желтый имеет очень высокую символическую ценность в странах, где исповедуется буддизм, из-за своей ассоциации с шафрановыми одеяниями буддийских монахов. Этот цвет, который первоначально носили преступники, был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения и отделения от суетного мира.

ЖЕЛУДЬ

  Плодородие, процветание; символ духовной энергии, произрастающей из зерна истины. Являясь частью древнескандинавского культа дуба, желудь был подношением богу грозы Тору. Желудь, предположительно, имеет фаллическое значение на некоторых кельтских резных изделиях.

ЖЕМЧУГ

  Среди драгоценных камней самый существенный символ как света, так и женственности. Его бледное сияние ассоциируется с полной луной, водное происхождение — с плодородием, скрытое от глаз развитие внутри раковины — с чудом рождения или возрождения. Глубоко под водой, заключенная в створки моллюска, светящаяся чистота сделала жемчужину символом духовной мудрости и эзотерического знания. Жемчуг — эмблема как плодородия, так и девственности и совершенства. В древности считалось, что драгоценность в раковине — образное единство огня и воды — чудо и тайна, вызвавшие теорию о том, что божественный дождь или роса оплодотворяли открытую раковину, а может быть, — молния или свет луны и звезд. Отсюда и появление в китайском искусстве аллегорического изображения грома и молнии: жемчужина (молния) в горле дракона (гром). Как сгусток божественного света, жемчужина — третий глаз Шивы и Будды, метафорический образ духовного прозрения. Жемчужина — одно из имен Бога в исламе; мистическое средоточие — в даосизме; у христиан — «бесценная жемчужина» из вод крещения, а также метафора Христа во чреве Девы Марии. Духовная символика сохранилась даже после того, как китайцы открыли «небожественный» способ выращивания жемчуга. Они помещали миниатюрные скульптуры Будды внутрь моллюска для того, чтобы они покрылись слоем перламутра.

  Феномен преобразования материи в небесный камень -- жемчужину — сделал последнюю широко распространенным символом возрождения и послужил основанием для дорогостоящего азиатского похоронного обряда — вкладывания жемчуга в рот умершим, а также украшения жемчугом саркофагов и могил в Древнем Египте. В исламском мире существует также поверье, что в загробном мире жемчужины образуют сферы вокруг праведных душ. Также из жемчуга сделаны ворота в Новом Иерусалиме (Откровение Иоанна). Долгое время жемчужины считались не только священными, но и целебными предметами. Древние римляне, которые носили жемчуг в честь богини Иси-ды, считали его талисманом от всех несчастий — от нападения акулы до безумия, а размолотый в порошок

жемчуг — до сих пор очень популярное снадобье от всех болезней в Индии.

  Неоднозначна сексуальная символика жемчуга. Согласно античной традиции, жемчуг носила рожденная из морской пены богиня любви Афродита (в римской мифологии Венера). Однако жемчуг также символ невинности и девичьей чистоты. Ассоциация со слезами (как радости, так и горя) сделала его нежелательным украшением для невесты — разорванное жемчужное ожерелье считалось дурным предзнаменованием. А на Востоке он имел благоприятную репутацию — один из Восьми Драгоценных Камней в Китае и один из Трех Императорских Знаков в Японии. В древнем мире жемчуг был, конечно, прямым символом богатства (самый дорогой из всех товаров — по утверждению римского историка Плиния (24—79 гг. н. э.). Его добывали из вод Персидского залива задолго до нашей эры. Согласно легенде, Клеопатра растворила жемчужину из своей серьги в вине и выпила его, чтобы продемонстрировать Антонию свое богатство.

ЖЕНЩИНА

  Носительница, дающая жизнь, защитница и кормилица. Этот древний символизм преобладает в изображении женщин в искусстве, мифологии и религии во всех ранних традициях и отражается в эмблемах, наиболее часто связанных с ними. Сюда входят символы матки, такие, как пещера, колодец, источник; сосуды — ваза, кувшин, чаша, урна; ножны, корзина, лодка и похожий по очертаниям на лодку лунный полумесяц; углубления, такие, как борозда или долина; символы плодородия — деревья и фрукты; специфически сексуальные образы — раковина, ромб или перевернутый треугольник. Качества, наиболее часто связываемые в традиционной символике с женщинами, — душа, интуиция, эмоции и эмоциональное непостоянство, пассивность и подсознательное, любовь и чистота. В искусстве женщины персонифицируют большинство человеческих недостатков и достоинств. Их также идентифицируют с магическими способностями, особенно предсказанием и пророчеством.

ЖЕНЬШЕНЬ

  На Востоке символ мужества. Это его значение основано, видимо, на фаллических очертаниях, которые иногда принимают его корни. В течение столетий лекарства, изготавливаемые из женьшеня, использовались в Китае как признанные афродизиаки. Говорили, что они обладают «божественной» способностью обеспечивать физическое и психическое равновесие.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

  Способ общения людей с Богом, при котором что-либо ценное освящалось, а затем уничтожалось как символический дар. Высокая ценность домашних животных сделала их обычным жертвоприношением. Поводы для жертвоприношений были самыми разными — от ритуалов искупления грехов или очищения до установления мира или в благодарность за что-либо. Во время траурных церемоний приносились в жертву люди, чьи души должны были помогать умершему в загробной жизни или просто составить ему компанию. Если взглянуть более глубоко, можно сказать, что жертвоприношение было актом имитации смерти всего живого. Именно так воспринималась древними зима, а весеннее возрождение природы наводило на мысль о всеобщности этого цикла. Таким образом, жертвоприношение было прелюдией к возрождению и будущему урожаю.

ЖИВОТ (ЧРЕВО)

  В представлениях народов Дальнего Востока место, где помещается сама жизнь; отсюда японский самурайский ритуал вспарывания живота — харакири. Изображения людей с большими животами на Востоке символизируют скорее процветание, чем обжорство, — таков, например, Шэнь-йень, китайский бог богатства. Библейская история об Ионе, проведшем три дня и три ночи во чреве кита, использована как аллегория смерти и воскресения Иисуса Христа. Алхимики считали живот аналогией лаборатории.

ЖУРАВЛЬ

  Бдительность, долголетие, мудрость, преданность, честь — символические значения, которыми журавли наделяются в Китае и Японии. Противоположный символизм присущ этой птице в Индии, где журавль — символ предательства, и в некоторых кельтских регионах, где эта птица считается предвестницей несчастий. Древние находились под впечатлением от выносливости и красоты журавля, его обязательного весеннего возвращения, сложных брачных танцев, громкого голоса и задумчивого вида. В Китае журавль был связан с бессмертием, в Африке — с даром речи, а также широко распространен во всем мире как символ общения с богами. Его весенние перелеты стали символом духовного и телесного возрождения. Этот символизм часто заимствует и христианское искусство. В Древней Греции крики журавля во время миграции возвещали время весеннего сева и начала уборки урожая. Эта птица являлась персонификацией бдительности, что, возможно, восходит к работам Аристотеля, который описал журавля, держащего в клюве камень таким образом, что, если им овладеет сон, камень упадет и разбудит его. В Китае изображение журавля, летящего к солнцу, — символ общественных устремлений, его белоснежное тело — чистоты, красная голова — огня жизни. В Египте двухголовый журавль — символ процветания.



Дальше.

Hosted by uCoz