Дальше.


Назад.



III


РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ СУЕВЕРИЕ?

  Многие века существуют легенды о людях-оборотнях, о встречах с духами и демонами, из поколения в поколение передаются удивительные истории о чудесной силе Святого Грааля и других христианских реликвий. Основаны ли эти легенды на реальных исторических событиях и на происшествиях с реальными людьми? Или это плод разгулявшейся фантазии, принятый невежественными слушателями за факт, действительно имевший место? Как в христианстве возник ритуал изгнания беса или дьявола -экзорцизм? Почему распятие Христа истекает кровью, а статуя Девы Марии проливает слезы? В чем причина убийственной силы проклятий и почему нетленные мощи не обращаются в прах? На некоторые вопросы современная наука может дать исчерпывающие ответы. Но многие удивительные явления ученым еще предстоит объяснить.

ОБОРОТНИ

  Легенды о превращении человека в дикого зверя будоражат фантазию людей уже много столетий. В устном творчестве практически каждого народа присутствуют захватывающие дух рассказы о людях-волках. Может ли за этими историями скрываться нечто большее, чем просто суеверие?

Невеста волка

  В середине 19 века на живописном холме поблизости от берега Вислы большая компания с музыкой, пением и танцами отмечала праздник урожая. В разгар веселья по долине прокатился ужасный, душераздирающий крик. Испуганные молодые люди бросились бежать в направлении, откуда раздался крик, и к своему ужасу обнаружили, что огромный волк схватил и унес одну из самых красивых девушек деревни, которая совсем недавно была обручена и собиралась выйти замуж. Самый смелый из молодых мужчин бросился за волком в погоню и смог его догнать. Разъяренный зверь бросил свою ношу и встал над ней, приготовившись к схватке. Несколько людей побежали домой за ружьями и топорами. Волк же, почувствовав, что оставшиеся преследователи оцепенели от ужаса, снова схватил девушку и скрылся в ближайшем лесу. Много лет спустя, когда на том же холме снова отмечали праздник урожая, к шумной компании подошел старик. Его пригласили принять участие в празднике, но он лишь угрюмо опустился рядом и стал пить, не произнося ни слова. К нему подошел крестьянин примерно его возраста, коротко оглядел его и взволнованно спросил: "Это ты, Джон?" Перед крестьянином сидел его старший брат, который бесследно исчез много лет назад. Вся веселая компания мигом окружила братьев и с замиранием сердца стала слушать удивительный рассказ незнакомца. Одной ведьмой он был превращен в волка. Потом похитил свою невесту и целый год жил с ней в ближайшем лесу. Затем она умерла. "С этого момента, - продолжал старик, - я беспощадно нападал на мужчин, женщин и детей и терзал каждое животное, которое попадалось мне в лесу. Неутолимая жажда крови до сего времени сидит во мне".

  Он протянул слушателям свои руки, и они увидели пятна крови. "Примерно четыре года назад ко мне вернулся человеческий облик, и с этого времени я постоянно брожу из одного места в другое. Я хотел еще раз взглянуть на всех вас, на двор и деревню, где я родился и вырос. А затем... что уж теперь, затем я снова превращусь в волка". Едва он произнес эти слова, как сразу принял облик волка, метнулся мимо своих ошеломленных слушателей в направлении леса, и с тех пор его никто уже больше не видел. Характерные сказочные черты этой истории заставляют усомниться в ее подлинности. Что это, плод досужей фантазии принявших чрезмерную долю алкоголя крестьян? А может быть, вполне заурядный эпизод после многократных пересказов каждый раз приукрашивался все новыми деталями, пока не превратился в столь неправдоподобную версию?

Вервольфы



  Одинокий волк испускает душераздирающий вой. Хотя в народе и ходят истории об оборотнях-медведях, оборотнях-гиенах и о других оборотнях, все же первое место в Европе занимают истории о вервольфах (оборотнях-волках), поскольку когда-то это животное считалось самым опасным.

  Происхождение мифа о вервольфе, то есть о том, что люди могут превращаться в определенных животных, чаще всего в волка, до настоящего времени еще недостаточно исследовано. Греческий историк Геродот (5 век до н. э.) сообщает, что греки и скифы, поселившиеся на побережье Черного моря, принимали местных жителей за волшебников, которые один раз в год на несколько дней обращались в волков. Можно предположить, что речь шла о каких-то культовых празднествах, на которых местные жители переодевались в волков. Видимо, они считали этих животных своим тотемом и почитали их как богов (тотем - это растение или животное, служившее объектом религиозного поклонения). На протяжении столетий до рождения Христа волк считался человеческим существом, которое обладало неестественной страстью к человеческому мясу и могло посредством колдовских чар по своему желанию принимать облик хищного зверя. Согласно поверью, после обращения вервольф обретал силу и агрессивность этого животного, но сохранял голос и глаза человека. Греческие и римские предания трактовали обращение человека в волка как наказание за принесение людей в жертву богам. Как пишет Плиниус-младший (62-114 гг. н.э.), однажды такого человека привели к озеру, и обращение произошло, когда тот переплыл на другой берег. Девять долгих лет вервольф рыскал по округе вместе с другими волками, и только когда он отказался есть человеческое мясо, то снова стал человеком, правда, постарел на девять лет. Об изменении облика как наказании богов рассказывает также Овидий (43 г. до н. э. - 18 г. н.э.) в своих "Метаморфозах", в которых сообщается об удивительных превращениях за период от сотворения мира до Юлия Цезаря. Например, он рассказываете том, как аркадский царь Ликанон осмелился испытать Юпитера на всезнание, предложив ему еду из человеческих внутренностей . За это Ликанон был тут же превращен в волка, проклят навеки, а его подданные "повержены в ужас". По свидетельству очевидцев, такого рода обращения происходили разными способами. В ряде случаев превращение было спонтанным и неконтролируемым, а иногда, как это часто встречается в древненорвежских и исландских сагах (саги - древние прозаические повествования), обращаемые лишь облачались в шкуру настоящего волка. Многие обращенные утверждали, что они пытались вернуть себе человеческий облик с помощью определенных трав, таких, как аконит или болиголов, либо путем втирания различных мазей.

Процессы над вервольфами

  Вера в подобные обращения укоренилась настолько глубоко, что в 15 и 16 веках во всей Европе вервольфов, ведьм и колдунов отождествляли друг с другом. Во Франции и Германии самым безжалостным образом сжигался или вешался каждый, в ком подозревался вервольф. Во Франции с 1520 по 1630 годы, то есть немногим более чем за сто лет, в судебных архивах было задокументировано 30 000 процессов над вервольфами. Например, недалеко от Дижона, в 1573 году некоего Жиля Гарнье обвинили в том, что он являлся вервольфом, напускал порчу и пожирал маленьких детей. Обвиняемый сознался в содеянном и был сожжен на костре.

Слабоумный мальчик-"вервольф"

  Другой волнующий случай произошел в начале 17 столетия. Внешность тринадцатилетнего Жана Гренье имела характерные признаки идиотизма. Его лицо напоминало собачью морду с вытянутыми вперед челюстями и клыками, выступающими над нижней губой. Сам мальчик считал себя вервольфом. Когда однажды вечером ему повстречались несколько молоденьких девушек, он испугал их, заявив, что сразу же после захода солнца превратится в волка и съест их на ужин. Несколько дней спустя одна девушка с наступлением сумерек вышла из дому посмотреть, все ли в порядке в загоне для овец. И тут на нее напало какое-то существо, которое она в страхе приняла за волка. Однако, как оказалось, это был не кто иной, как Жан Гренье. Испуганная девушка сумела отбиться от него палкой и прибежала домой. Жан Гренье предстал перед судом в Бордо, где ему предъявили следующие обвинения: два года назад он повстречал в лесу черта, заключил с ним договор и получил от него волчью шкуру. С того времени он с наступлением темноты превращается в волка, а утром снова обретает человеческий облик. Многих детей, которые одни ходили по полям, он убивал и съедал, а однажды проник в дом в отсутствие родителей, чтобы похитить младенца. Судебное разбирательство подтвердило эти обвинения, по крайней мере в отношении каннибализма. Не подлежит сомнению, что пропавшие дети стали жертвами Жана Гренье, как и тот факт, что слабоумный мальчик был твердо убежден в том, что он волк.

Вервольфы в 20 веке

  В последующий период времени феномен вервольфа продолжал существовать только в воображении суеверных людей, однако не стал от этого менее ужасным. Вновь и вновь повторялись истории о настоящих вервольфах. Незадолго до начала Первой мировой войны трое "вервольфов" промышляли в бельгийских арденнских лесах, и примерно в это же время один пастух, живший отшельником в Инвернессшире, был заподозрен в том, что он является человеком-волком. В 1925 году целая деревня под Страсбургом единодушно обвинила одного юношу из Ликантропии в том, что он вервольф, а пять лет спустя в Бур-ля-Рейне, южнее Парижа, стало известно о другом подобном случае. И после Второй мировой войны феномен вервольфа вновь напомнил о себе. Например, в 1949 году внимание полицейского наряда в Риме своим необычным поведением привлек один человек: при полнолунии он регулярно терял над собой контроль и испускал громкий, душераздирающий вой. Будучи душевнобольным, он явно считал себя вервольфом... В 1975 году английские газеты заполнили сообщения о семнадцатилетнем молодом человеке, жившем в Экклесхолле в графстве Стаффордшир. Поверив в то, что он превращается в вервольфа, юноша покончил жизнь самоубийством, вонзив в сердце складной нож. Один из его коллег по работе сообщил в комиссию по расследованию этого дела, что молодой человек непосредственно перед смертью в состоянии сильного возбуждения позвонил ему по телефону. "Он сообщил мне, что его лицо и руки меняют цвет и он превращается в вервольфа. После этого в трубке наступила тишина, и затем я услышал жуткий вой". Хотя миф о вервольфе, вне всякого сомнения, является плодом незнания и суеверия, он с давних пор производит огромное впечатление на детей, больных и людей с неуравновешенной психикой.

ДУХИ И ДЕМОНЫ

  Являются ли встречи с демонами и вампирами просто плодом воображения фантазеров, или такие явления имеют под собой реальную основу? Людей с необычными способностями или сверхчувственным восприятием значительно больше, чем принято считать. Проведенный по этой теме опрос показал, что свыше 80% опрошенных верит в возможность второго рождения, а 20% из них в этом твердо убеждены. Даже католическая церковь ни в коей мере не отрицает феномен одержимости, а в особых случаях и сегодня обращается к экзорцизму (изгнанию дьявола). И хотя церковь относится к этим темам с определенной сдержанностью, в принципе она признает существование духов и демонов. Спорным остается лишь вопрос, как следует рассматривать любой мысленный контакт с инородным существом: считать его болезнью или дьявольщиной.

Дух в доме

  Исследователь Харольд Д. на семь лет уединился во Французских Пиренеях для изучения способов природного исцеления и для занятий практической магией. После трехлетнего пребывания там ему представилась возможность посетить пещеру Нуа. Это огромная пещера, которая 20 000 лет назад использовалась местными жителями в качестве храма или места для проведения религиозных обрядов. В пещере Харольд Д. попытался установить духовную связь с магами каменного века. Это ему не удалось. Однако через несколько дней, вернувшись к себе домой, он почувствовал, что в доме кроме него есть кто-то еще. Как будто по дому и двору бродит дух. Ночами Харольд Д. видел какие-то призрачные фигуры. Это побудило его заделать нишу в стене дома, которому было почти 200 лет. Ниша всегда ему мешала, но при прежних ремонтах он не обращал на нее внимания. В процессе работы он нашел странный камень. При более внимательном осмотре оказалось, что это грубо обработанный каменный ключ длиной около 30 см. Под этим ключом лежал глиняный шарик в виде жемчужины с голубой глазурью, рядом с ним простое кольцо из жести, прежде, по-видимому, позолоченное, а также древний плуг. Скорее всего, один из строителей этого дома проводил здесь таинственный ритуал, возможно, в связи со вступлением в брак. Когда ремонт стены был закончен, ночные явления возобновились с новой силой. В коридорах дома и во дворе постоянно появлялась фигура в мрачном одеянии. При медитацияхХарольд Д. узнавал самого себя в молодом человеке каменного века. Перед глазами исследователя как в калейдоскопе мелькали картинки из жизни юноши (см. цв. вклейку, фото на с. 5, вверху).

Призраки монахов

  Два дня спустя с наступлением сумерек во дворе стали появляться призраки двух монахов в черных рясах, производившие странные манипуляции. У Харольда Д. создалось впечатление, что примерно 1200 лет назад на этом месте монахи занимались изгнанием дьявола. Возможно, им удалось потревожить дух старого мага, но не освободить его. В следующую ночь события достигли кульминации. В своем ночном видении Харольд Д. явственно ощутил, что примерно 20 000 лет назад он жил здесь и был шаманом. Шесть враждебных шаманов захватили его и собирались съесть живым, чтобы получить его силу. Каким-то образом ему удалось избежать этого. Оба монаха были, видимо, перевоплощениями врагов древнего шамана. Когда Харольд Д. осмыслил эти видения, он понял, почему поселился именно в этом месте. Ему необходимо было вызвать свой собственный фантом из глубокой древности. На следующее утро у Харольда Д. не завелся автомобиль, и он остался дома и внутренне приготовился к тому, что разгадка загадочных явлений уже совсем близка. В следующую ночь ему явился дух в виде крепкого, заросшего черными волосами мужчины, который сел на край его кровати и что-то ему сказал. Вдруг Харольду Д. стало ясно, что нужно делать. Он встал и нарисовал на стене дома, в том месте, которое указал ему дух, магический круг. В тот момент, когда он делал на стене последний штрих, раздался звук, похожий на взрыв. С тех пор духи шамана и монахов в черных рясах ни во дворе, ни в доме не появлялись. Харольда Д. не покидало ощущение, что основную часть своей задачи на этом месте он выполнил и стал более свободным.

Святилища Пиренеев

  Пиренеи - это земля с богатым историческим прошлым, с бесчисленными таинственными пещерами, святилищами наших предков - от прародителей человека кроманьонцев до манихей-цев в Средневековье (манихейство - религиозное учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия). И сегодня туда устремляются люди, которые хотят получить сведения о своем прошлом. Существует предание, что каждый источник в Пиренеях - это святой источник, дающий волшебные силы.

Изгнание дьявола

  С незапамятных времен в ритуалах христианства укоренился эк-зорцизм (изгнание беса или дьявола). Эффективность этого обряда весьма спорна. И все же на некоторые жертвы полтергейста он действует успокаивающе. Собрать справки для изгнания дьявола В странах Западной Европы, чтобы "изгнать дьявола", в настоящее время, как правило, нужно иметь заключение домашнего врача, согласие местного пастора и зачастую даже письменную рекомендацию социального работника. Многие представители церкви к ритуалу экзорцизма подходят очень серьезно, например, один епископ заявил, что согласится совершить ритуал только в присутствии медицинского эксперта или если, по крайней мере, одержимого дьяволом человека осмотрит врач и заранее будут приняты меры для оказания медицинской помощи. По его мнению, сценические атрибуты, сопровождающие этот ритуал, такие, как звон колоколов, манипуляции с Библией и свечами, совершенно неуместны (см. цв. вклейку, фото на с. 6).

Полтергейст

  Слово "полтергейст" в переводе с немецкого означает "шумный дух". Так называются явление самопроизвольного, но часто осмысленного перемещения предметов, возникновение различных запахов и звуков, разрушение некоторых объектов, многообразные электромагнитные и оптические эффекты. Полтергейст проявляется самыми разными способами. В доме неожиданно возникают странные звуки и лужи воды, исчезают и появляются различные предметы. Иногда начинает самопроизвольно двигаться мебель, "прыгать" и разлетаться на куски посуда из шкафов. Нередко во время полтергейста наблюдается явление самовозгорания. К счастью, в некоторых случаях полтергейст ведет себя "доброжелательно" по отношению к хозяевам, например аккуратно расставляет домашнюю утварь. На первый взгляд, трудно отличить встречу с привидением от полтергейста, но оба этих явления имеют свои характерные признаки. Привидения появляются регулярно, и можно предположить, что они связаны с определенным местом. Обычно это бывают старые дома. Привидения являются на протяжении сотен лет, и их видит множество людей, проживающих в доме в разное время. При полтергейсте, как правило, невозможно установить, чей призрак появился в доме. Полтергейст привязан скорее к людям, а не к месту, и может следовать за ними повсюду. Кроме того, полтергейст редко продолжается больше нескольких недель. Хотя очевидцу полтергейст кажется явлением жутким и разрушительным, он обычно не причиняет никому серьезного вреда. Чем-то он напоминает поступки озорного ребенка, который не понимает, к чему могут привести его шалости. Если удается понять и устранить причину его недовольства, он тут же прекращает свои выходки, Многие исследователи паранормальных явлений считают эту особенность полтергейста доказательством его существования. И скорее всего, именно эта особенность позволяет экзор-цистам, призванным изгонять "злой дух", успешно справлять-так и с проявлениями полтергейста.

Ловушки для духов



  Экзорцизм в церкви Св. Висиния в Сарсцине (Италия). Железное кольцо, утяжеленное гирями, носят на шее в знак покаяния.

  Наиболее сложные комплексные церемониалы тибетского буддизма (ламаизма) растягиваются порой на дни, а то и на недели и всегда содержат ритуал экзорцизма, который исполняет главный Лама региона. Когда буддизм достиг Тибета, он вобрал в себя практиковавшиеся с незапамятных времен магические приемы местной религии Бон. Одна из важнейших способностей священнослужителя Бон заключалась в освобождении людей или мест от дьявола и злых духов. Согласно этой древней традиции, и сегодня еще встречают экзорцистов, которые сами хотя и не являются монахами, однако примыкают к каким-либо монастырям. В ритуале Ика-ка ("голова богов"), назначение которого -изгнание дьявола, часто принимает участие женщина. Независимо от того, кто проводит ритуал, экзорцистка из ближайшего селения или главный Лама, сама процедура остается неизменной. Экзорцист или экзорцистка вкладывает всю свою энергию, чтобы с помощью заклинаний, талисманов и волшебных рецептов освободить человека от всесильных духов. Духов выманивают и угрозами загоняют в ловушки. Затем ловушки уничтожают, чаще всего сжигают, либо закапывают в надежном месте. Ловушки для духов состоят из проволоки, переплетенной по определенному узору. Существенной составной частью ритуала экзорцизма является установление связи между ловушкой, одержимым лицом, совершающим манипуляции, посредством разноцветного шнура, по которому передаются волшебные силы.

Профессиональный зкзорцизм

  Примерно с середины 3 века экзорцизм является частью литургии крещения в римско-католической церкви. Это ни в коей мере не означает, что те, кто подвергается крещению, являются "одержимыми", скорее наоборот, обряд должен освободить их от действия врожденных пороков. Экзорцирование лиц, в которые вселились злые духи, в католическом церковном праве строго регулируется. Форма ритуала была установлена в "Римских ритуалах" папы Римского Урбана VIII. В настоящее время чаще всего применяется относительно простой вариант. В период раннего христианства экзорцизм принадлежал к ритуалам, которые мог исполнять каждый священнослужитель. В настоящее время для Большого экзорцизма требуется разрешение епископа. Однако многие священники различных общин (так же, как и назначенные церковью известные специалисты) проводят частные экзорцизмы под свою ответственность (см. цв. вклейку, фото на с. 7, вверху).

Зомби

  Могут ли умершие, как зомби, безвольные рабы злой магии, возвращаться к кажущейся жизни? Последователи культа Буду твердо верят в существование "живых покойников". Новая жизнь мертвеца Понятие "зомби" встречается во многих африканских языках. В Конго оно обозначает фетиш, в Дагомее им называют бога Питона. В современном культе Буду, когда колдун хочет сотворить зомби, с помощью заклинания вызывается божество - покровитель змей, зомби затем становится вечным спутником колдуна. Ритуалы культа Буду объединяют в себе африканскую магию и религию с элементами западного оккультизма (оккультизм - общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и в космосе, доступных лишь для "посвященных", которые прошли специальную психическую подготовку) и популярного католицизма. Зомби - это раб злого волшебника (колдуна), называемый также "бокор". Колдун вынимает только что умершего из его могилы и с помощью магических сил вдыхает в него "новую" жизнь. Зомби, хотя и может дышать, есть, слышать и даже говорить, никогда не вспоминает о своей прежней жизни и не осознает своей новой формы существования. Гаитянин узнает зомби по определенным признакам. Так, например, "живой покойник" покачивается при ходьбе, передвигается механически, для него характерны выпученные глаза с безволь-

Культ Вуду

  Вуду - это сложная религиозная система, которая играет большую роль в жизни гаитянских крестьян. Многочисленные храмы Вуду зачастую являются единственным пристанищем для самых бедных, не имеющих своего угла, жителей острова. Вуду имеет целый ряд экзотических божеств и множество интересных, порой зловещих и кровавых обрядов, долгое время проводившихся в глубокой тайне. К участию в церемониях допускались только посвященные. Наиболее зрелищным является обряд обладания, когда посвященный "связывается" с вызванным божеством, предварительно погрузившись в глубокий транс, вызванный галлюциногенными средствами и особыми ритуальными движениями. Во время многочисленных обрядов могут вызываться не только злые духи, как, например, барон Самби (Суббота), повелитель кладбищ и зомби, но и доброжелательно настроенные по отношению к человеку - к примеру, Эзотия, богиня любви. Церемонии общения с духами сопровождаются танцами, пением и различными, зачастую жуткими манипуляциями, такими, как отрезание головы у жертвенного петуха, нанесение причудливых знаков его кровью на тело человека и т. д, ным взглядом и гнусавый голос. Последнее у жителей Гаити связывается со смертью, возможно, потому, что там существует обычай затыкать ноздри умершего хлопком. Мрачные и жадные боги смерти в пантеоне (пантеон - совокупность всех богов того или иного культа) Вуду отличаются такой же манерой разговора. Если в поклоняющегося культу Вуду вселился бог смерти, то голос его начинает звучать с сильным прононсом. Глаза, устремленные в пустоту И сегодня почти все жители Гаити опасаются того, что их умершие близкие могут быть заколдованы и превращены в бродячие трупы. Даже самые бедные находят деньги для того, чтобы положить на могилы своих близких тяжелые каменные плиты. В сельской местности Исследователь культа Вуду Сибрук однажды встретился с крестьянином Константа Полинисом, который утверждал, что не разделяет веры своих земляков в культ Вуду. Однако зомби, по его мнению, действительно существуют. Полинис показал Сиб-руку трех мужчин, которых он считал зомби. Сибрук взглянул одному из мужчин в лицо... "То, что я увидел, совпало с тем, что я слышал раньше. И все же это поразило меня. Глаза мужчины были ужасны. Мертвые, не слепые, а устремленные бесцельно в пустоту. Лицо этого человека было совершенно лишено какого-либо выражения".

Возмездие мертвеца

  По старинному поверью, убитый реагирует на присутствие убийцы. Иногда люди, которых сочли мертвыми и похоронили, посылают знаки, которые означают, что они живы. Как правило, у очевидцев это вызывает ужас.

Нераскрытая тайна зомби

  В 1731 году около полумиллиона чернокожих рабов были завезены из Африки во французскую колонию Гаити в Вест-Индии. Они и составили основную часть населения новой колонии. Среди рабов были вожди африканских племен, всесильные колдуны, искусные воины, словом цвет африканского общества. Эти люди привыкли не подчиняться, а повелевать. Но как бывшим лидерам в бесправной массе рабов подчинить себе других? Ведь у них нет ни тюрем, ни суда, ни прочих атрибутов власти. И тут на сцену выходят, по-видимому, древние психологические приемы устрашения... Убийство само по себе в условиях жестокого и бесправного существования не возымело бы желаемого действия. Требовалось что-то более ужасное, чем смерть. Здесь-то и возник феномен зомби - живого мертвеца. Неугодный человек вдруг умирал. Его хоронили в соответствии с принятыми обрядами. А через несколько дней колдун, якобы по наитию свыше, приказывал его откопать. Над трупом совершался обряд оживления, и бывший покойник начинал новую жизнь - жизнь зомби - отверженного всеми, вселяющего ужас живого мертвеца. Тайна зомби до сих пор считается нераскрытой. Известно только, что жертвам подсыпали в пищу порошок зомби, и человек умирал, но это была мнимая смерть, почти не отличимая от действительной. Основной действующий компонент порошка - тетродотоксин, самый сильный из известных ядов небелковой природы. Его получают из рыбы, обитающей в Карибском море. Тетродотоксин блокирует натриевые каналы мембран мышечных и нервных клеток, и человек впадает в состояние, сравнимое со смертью. Как человек с практически полным отсутствием дыхания и сердцебиения может пролежать в земле несколько суток без каких-либо отрицательных последствий? Это остается непонятным. Негритянские колдуны вряд ли изобрели этот прием после переезда на Гаити. Скорее всего, они знали древние навыки погружения человека в состояние, подобное глубокому летаргическому сну, который, как известно, может наступать внезапно, без видимых причин.

Указующий перст

  Удивительный случай произошел с умершей в 1629 году Джоанной Норкот. Она буквально пальцем показала на своего убийцу, которого впоследствии осудили. В 1851 году для английского исторического журнала были подготовлены истории из дневников известного в то время доктора Генри Сэмпсона:   "Следующий отрывок повествует о редчайшем случае из судебной практики, о котором нам рассказал заслуживающий всяческого доверия человек-старый адвокат, входивший в число первых членов Длинного Парламента Карла I, а позже в качестве председателя суда поздравивший короля Вильгельма в 1688 году с восшествием на престол... Трудно представить себе, что в истории судебной практики можно найти аналогичный случай такого суеверия и поразительного отсутствия правовых доказательств...".   Известным адвокатом был сэр Джон Мейнард, "человек обаятельной внешности и с особым талантом выступлений перед судом". Его версия случая с Норкот обнаружилась в манускрипте, который он изготовил собственноручно и который в 1690 году, в год его смерти в возрасте 88 лет, был найден среди его бумаг. Известный мистер Хант из "Темпла" {одного из лондонских судов) сделал копию дневников и передал ее доктору Сэмпсону.

Дело Джоанны Норкот



  Бесчисленные легенды рассказывают о таинственных стуках, раздающихся из алтарных могил, или о скелетах, которые находят в могилах в скрюченных позах. К сожалению, иногда людей хоронят заживо. Находящихся в коме или страдающих каталепсией или контрактурой мышцы (спазмом мышц) людей нередко принимают за мертвых, и, погребенные, они задыхаются в тесном гробу, умирают от жажды или от ужаса. Джоанна Норкот, однако, однозначно была мертва, когда тело ее эксгумировали. Поэтому ее короткое возвращение к жизни нельзя объяснить тем, что она была погребена заживо.

  Джоанна Норкот проживала вместе с мужем Артуром, младшим сыном, сестрой Агнес, деверем Джоном Океманом и свекровью Мари Норкот в не обозначенном на карте Англии местечке графства Хардфортшир. Окружающие считали ее жизнерадостной, привлекательной, удачно вышедшей замуж женщиной и хорошей матерью. Однажды утром Джоанну нашли с перерезанным горлом, рядом сидел ребенок и держал ее за руку. По-видимому, она стала жертвой насилия, однако семья настояла на версии самоубийства. В канун загадочной смерти супруг Джоанны, по свидетельству Мари Норкот и Океманов, задержался у друзей. Уже позже они рассказали о том, что между Джоанной и Артуром в последнее время "пробежала черная кошка". Неужели она действительно в порыве отчаяния всадила себе нож в горло? Друзья и соседи Джоанны, однако, не могли с этим смириться. Дополнительное расследование в небольшом доме Норкотов выявило новые доказательства, и вскоре все стали говорить, что Джоанна не могла сама наложить на себя руки. Присяжные заседатели "обратились к следователю с ходатайством произвести эксгумацию (эксгумация - извлечение трупа из места захоронения при необходимости его осмотра, проведения экспертизы в ходе расследования уголовного дела) тела. Следователь дал разрешение, и через тридцать дней после смерти тело Норкот в присутствии присяжных и большого числа людей было эксгумировано". Как позже свидетельствовал перед судом местный священник, после вскрытия могилы был взят анализ крови. В то время было распространено мнение, что тело жертвы убийства начнет кровоточить, если его коснется рука убийцы. Такое явление даже считалось судебным доказательством. По описанию Мейнарда, четырем подозреваемым в убийстве было приказано по отдельности прикоснуться к телу убитой. "Жена Окемана упала на колени и молилась Богу, чтобы он ниспослал ей знак ее невиновности... Подозреваемые по очереди коснулись тела. И на лбу умершей выступил пот, который каплями скатывался по щекам. Покойная вдруг открыла один глаз и снова закрыла его. И так три раза. Затем она трижды распрямила безымянный палец и сжала его вновь, и из пальца на траву закапала кровь".   В 1629 году это считалось убедительным доказательством убийства. Когда улеглось волнение, которое было вызвано внезапным возрождением Джоанны Норкот (и таким же внезапным возвращением к вечному покою), присяжные отозвали свой приговор. Было заявлено, что Джоанна Норкот убита "одним или несколькими неизвестными лицами", однако основное подозрение бесспорно падало на Артура, Мари, Агнес и Джона. Вскоре они предстали перед судом в Хартфорде. В этом же суде до эксгумации тела они вначале были оправданы, но все произошедшее на эксгумации считалось таким веским доказательством, что председательствующий судья Харви посчитал, что "лучше подать апелляцию, чем оставить такое ужасное преступление безнаказанным". Осиротевший сын Джоанны Норкот стал обвинителем апелляционной жалобы, которая была выдвинута против его отца, бабушки, тети и дяди. Мейнард писал: "Поскольку ситуация сложилась очень необычная, я особенно тщательно изучал материалы дела". В процессе разбирательства местный священник приложил к делу анализ крови, капавшей из пальца убитой, как вещественное доказательство. Хронист (секретарь суда, писавший протокол) характеризует его как "вполне достойное лицо". Однако имя священника не сохранилось. По понятным причинам председательствующий, старший судья Николас Хайде, усомнился в показаниях пожилого священника. "Кто, кроме вас, видел это событие?" - спросил он свидетеля. "Я не могу доказать, что другие это видели, - ответил священник, -но Бог тому свидетель, я полагаю, что все присутствующие на эксгумации, если бы их допросили, подтвердили бы мои показания..." Затем были предъявлены другие, менее фантастические доказательства виновности подозреваемых. Они опирались на тот факт, что если в дом с того момента, когда Джоанна отправилась спать, и до того, как ее нашли убитой, никто не входил, то убийцей должен быть кто-то из домочадцев. Убитая лежала в постели, простыни были совсем не смяты, и в руках она держала ребенка. Горло ее было разрезано от одного уха до другого, а затылок разбит. Получается, что бедная женщина сначала разрезала себе горло, а затем, уже лежа, разбила затылок, или наоборот? Такого не может быть. В результате повторного расследования Артур Норкот был признан виновным в убийстве своей жены и приговорен к длительному тюремному заключению.

Говорящая мертвая голова

  Сообщения об издающих жалобные причитания мертвых головах, которые могут довести человека до смерти, появляются довольно часто. Что это? Месть умерших, которые не могут обрести вечный покой?

Череп в шкафу

  На живописном деревенском кладбище местечка Чилтон Кэнти-ло в Сомерсетшире, Англия, заросший лишайником надгробный камень, датированный 1670 годом, указывает на последнее пристанище Теофила Брума. А вот череп его - отполированный до блеска, как старая слоновая кость - свыше 300 лет хранится в шкафу в имении усопшего в Чилтон Кэнтило. Брум на смертном одре произнес молитву о том, чтобы череп его оставался в имении. По вполне понятным причинам последняя воля умершего совсем не обрадовала его наследников. И все же вскоре им пришлось убедиться, что всякая попытка захоронить череп вызывает большие проблемы. После каждого захоронения черепа Теофила на всю деревню с кладбища разносились "ужасные звуки, которые возвещали о большой печали". Они умолкали только тогда, когда череп снова выкапывался и возвращали назад в имение.   Другая мертвая голова хранится в Водлей-Холле под Манчестером. По всей видимости, она принадлежала римско-католическому священнику, который в 1671 году был казнен за измену... Череп долгое время хранился в колокольне Манчестера, пока не был перенесен одной католической семьей на кладбище Вод-лей. Так же, как и в Сомерсетшире, когда череп забирали с колоИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Хрустальные черепа

  Великолепные хрустальные черепа таинственного происхождения, один из которых находится в Британском Музеев Лондоне, - по всей видимости, играли важную роль в некоторых культах. Черепу, который был найден в Британском Гондурасе под храмом Майя, насчитывается около 3600 лет. Он вырезан из цельной глыбы горного хрусталя - подобную работу научились выполнять лишь 150 лет назад. Некоторые утверждают, что видели в кристалле загадочные изображения и слышали, как из черепа раздавались громкие звуки и пение. Кроме того, череп загадочным образом вызывал сильную жажду. Ему приписываются также и целительные свойства. кольни, он издавал производящие жуткое впечатление звуки. Некоторым местным жителям казалось, что он вызывает плохую погоду. По сообщению исследователя духов Эрика Мапле, спокойствие наступило только после того, как череп был водворен на прежнее место.

Замурованная голова

  В местечке Бартон Агнес-Холл, в великолепно отреставрированной вилле елизаветинской эпохи в Хамберсайде хранится череп Анны Гриффит, дочери сэра Генри Гриффита, который в 1590 году построил имение. Как и в случае с Теофилом Брумом, последней волей Анны также было желание, чтобы после смерти ее голову отделили и хранили дома. Просьбу покойной выполнили. Затем череп несколько раз пытались захоронить, и каждый раз при этом он издавал ужасающие звуки до тех пор, пока его не возвращали домой. Чтобы положить конец этим душераздирающим крикам, в 1900 году голову замуровали в стену усадьбы имения, и Бартон Агнес-Холл снова обрел покой. С точки зрения некоторых исследователей подобные истории восходят своими корнями к римско-британскому обычаю жертвоприношения, когда человека или животное, чтобы умилостивить богов, замуровывали в фундамент дома. Согласно другой гипотезе, эти истории основываются на преданиях о том, чтомонахов и монашек в наказание за нарушение обета целомудрия замуровывали заживо.

Дальше.


Назад.

Hosted by uCoz